Проектирование содержания непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы

Образование и воспитание » Проектирование содержания непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы

На пороге двадцать первого века перед человеком встаёт проблема нового осмысления научных достижений, накопленных десятилетиями в области информатизации общества. Постепенно вслед за другими странами и в нашей стране начался переход к информационному обществу. За последние два - три десятилетия мир изменился самым кардинальным образом, произошло развитие компьютерной техники, информационных технологий, коммуникаций и глобальных сетей. В таком обществе информационная технология приобретает глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека. По определению Н.Д. Угриновича «информационный подход к исследованию мира реализуется в рамках информатики, комплексной науки об информации и информационных процессах, аппаратных и программных средствах информатизации, информационных и коммуникационных технологиях, а также социальных аспектах процесса информатизации».

Все эти изменения не могли не затронуть и образование, как одну из основных сфер общественного развития. Сегодня в средствах массовой информации можно встретить достаточно много статей о преимуществе раннего обучения информатике, начиная с детского сада, и ни у кого не возникает вопросов, почему этот предмет не прописан отдельной строкой в базисном учебном плане, готовы ли дети, учителя к воспитанию и передаче информации. В некоторых школах данный предмет вводится, начиная с пятого класса, и на то есть свои причины. Но существуют определенные преимущества преподавания информатики с начальной школы. Введение предмета информатики в начальных классах предоставляет возможности рассказать детям о компьютере, показать весь спектр его возможностей, подготовить детей к работе на ЭВМ.

На уроках информатики формируется системное восприятие мира, понимание единых информационных связей различных природных и социальных явлений. Важным моментом в преподавании информатики является построение процесса обучения таким образом, чтобы не просто познакомить ученика с конкретными информационными технологиями, а научить процессу адаптации к постоянно изменяющейся информационной среде, сформировать в нём культуру равноправного члена современного информационного общества.

Кроме этого, в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планируется: разработать и ввести в действия государственные образовательные стандарты общего образования и вариативный базисный учебный план, позволяющий учитывать особенности регионов и возможности общеобразовательных учреждений; формировать компьютерную грамотность и ввести обязательный экзамен по информационным технологиям за курс основной школы. обучение информатика

Это ещё раз показывает, что необходимость изучения информатики и информационных технологий, начиная с начальной школы, является неотъемлемой частью современного общего образования. Знания, умения и навыки, полученные учащимися на уроках информатики, необходимы для продолжения образования, в том числе и для последующего освоения базового курса информатики. Основными целями курса информатики в средней школе, по мнению доктора педагогических наук А.А. Кузнецова, являются: 1) овладение школьниками компьютерной грамотностью, которая включает не только навыки работы на компьютере и умения алгоритмизации, но и умение решать задачи с помощью компьютера, используя при этом информационное моделирование; 2) формирование у школьников основ информационной культуры, куда включено изучение фундаментальных основ информатики .

Изучение курса информатики проходит и в средней, и старшей школе вплоть до 11 класса, а также и далее в высших учебных заведениях. Поэтому в последнее время в методике обучения информатике стало уделяться внимание непрерывности курса. Однако, несмотря на то, что каждая ступень отдельно разработана уже подробно, нет целостности. Таким образом, учащиеся словно скачут по ступенькам вместо плавного перехода.

К сожалению, каждому учителю приходится самостоятельно подбирать материал для плавного перехода с одной ступени обучения на другую. Но это не всегда бывает возможным, ведь часто учителя в начальной, средней и старшей школе разные. В связи с этим учащиеся часто получают материал не полностью, не получают его вовсе или наоборот, повторяют одно и тоже несколько раз. Из-за этого у учащихся пропадает интерес к предмету, теряется авторитет учителя.

За последнее время на государственном уровне время принят ряд важных решений по совершенствованию и развитию обучения информатике в школе. Вместе с тем единый подход к организации системы преподавания по этой важнейшей учебной дисциплине до настоящего времени не выработан, а доведенные школам методические материалы допускают различное толкование по ряду важнейших позиций.

Таким образом, мы видим, что курс информатики во многих школах изучается на протяжении всего обучения с 1 по 11 класс, но такого непрерывного курса изучения нет.

В последнее время все большее внимание обращается на непрерывность курсов. Большинство из них уже разработаны, такие как математика, русский язык, изобразительное искусство и другие. Информатика достаточно новая дисциплина, а ее изучение с 1 по 11 класс началось совсем недавно. В связи с чем, эта сфера образования осталась не проработанной.

В нашей работе мы обратим особое внимание на целостность непрерывного курса обучения информатике, на плавный переход с одной ступени на другую, что позволит сохранить интерес и качество знаний учащихся, ведь информатика - интересный предмет, который позволяет развивать различные виды мышления учеников. Кроме этого информатика имеет связь с различными видами наук, такими как математика, философия, физика, помогает понять их.

Целью нашего исследования является создать возможную структуру и содержание непрерывного курса информатики для средней школы и внедрить элементы разработанного проекта в рамках обучения школьников информатике. Ведь показано, как необходима проработка всех этапов, насколько заинтересованы и активны при этом учащиеся и, каков их общий уровень знаний.

Объект:

Процесс обучения информатике в 1-11 классах средней общеобразовательной школы

Предмет: Структура и содержание непрерывного обучения курсу информатики в 1-11 классах средней общеобразовательной школы

Цель исследования:

Проектирование возможных структур и содержания непрерывного курса информатики для средней школы.

Внедрение элементов разработанного проекта в рамках обучения школьников информатике

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и учебную литературу, связанную с проблемой введения непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы;

2. Определить необходимость и значимость непрерывного обучения информатике;

3. Сформулировать основные требования к системе непрерывного обучения информатике с 1 по 11 класс средней общеобразовательной школы;

4. Создать проект возможной структуры и содержания непрерывного курса информатики для средней школы.

5. Апробировать элементы предложенной системы непрерывного обучения информатике на практике при подготовке школьников

Информатика и ИКТ – современная учебная дисциплина, которая постоянно претерпевает изменения, адаптируется к условиям школы.

Основной проблемой создания систем непрерывного обучения некоторым предметам, является сокращение учебных часов по другим предметам или, наоборот, к чрезмерной нагрузке учащихся, что ведет к снижению качества знаний. Именно поэтому важно правильно разработать структуру и содержание обучения.

Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что на основе ранее полученного опыта разработана структура непрерывной подготовки школьников по информатике, рассматриваемая нами как сложная система, состоящая из трех взаимосвязанных ступеней обучения (I ступень – 1-4 класс, II ступень – 5-9 класс, III ступень – 10-11 класс). Теоретически обоснованы и экспериментально проверены условия внедрения структуры и содержания непрерывного обучения школьников информатике.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: обоснована необходимость, определены особенности и способы развития модели непрерывного обучения школьников информатике.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны структура и элементы содержания системы непрерывного обучения школьников информатике. Материалы исследования могут быть использованы в практике непрерывной подготовки школьников по информатике.

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru