Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А значит, развитие музыкальных способностей будет закономерно происходить в контексте изучения и развития общих познавательных и психомоторных способностей, проявляющихся как в музыкальной деятельности, так и в любой другой детской деятельности, организуемой педагогом. Это тем более правомерно, когда речь идет о проявлении и развитии способностей детей от рождения до семи лет, целостном развитии ребенка-дошкольника.
Традиционно способности рассматриваются психологической наукой как индивидуальные особенности, свойства-качества личности, отличающие одного человека от другого определяющие легкость, успешность выполнения им какой-либо деятельности. При этом базисом способностей являются анатомо-физиологические задатки человека.
Автор современной концепции способностей человека В. Д. Шадриков определяет способности как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности1. Показателями проявления способностей являются производительность, качество и надежность выполняемой человеком деятельности.
Ученому удалось выделить общие познавательные и психомоторные способности личности и критерии продуктивности психических процессов, определяющие их (см. табл. 5).
На этих способностях базируются все виды деятельности, так как человек наделен ими от природы. У конкретного человека, отмечает Шадриков, каждая из способностей имеет свою меру выраженности в соответствии с критериями, по которым можно определить особенности развития той или иной способности. Поэтому человека, способности которого ярко выражены и позволяют ему продуктивно, качественно и надежно трудиться, т.е. решать задачи конкретной деятельности, можно назвать способным. Привлекательной выглядит и структура способностей, предложенная Шадриковым, которая включает в себя функциональный и операционный компоненты, формирующиеся в течение жизни человека в процессе общения и деятельности.
Функциональный компонент способностей более стабилен, он в определенной мере наследуется. В отличие от него операционный компонент способностей изменчив и вариативен, так как зависит от вида и характера деятельности человека и является индивидуальным приобретением личности. Таким образом, специальные способности - это варианты проявления общих способностей, их оперативная форма, образующаяся под влиянием требований деятельности.
Критерии развития общих познавательных музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста.
Общие способности
Познавательные :
ощущение (сенсорные процессы);
восприятие (перцептивные процессы);
память (мнемонические способности);
представление;
воображение (мыслительные процессы);
внимание (аттенционные процессы)
Критерии продуктивности:
скорость возникновения и различения ощущений; дифференцированность (тонкость) ощущений и точность; устойчивость уровня чувствительности;
объем, точность, полнота, быстрота, эмоциональная окрашенность восприятия;
объем, точность запоминания и воспроизведения, прочность и скорость запоминания;
яркость-точность представлений, соответствие новизна, оригинальность и осмысленность;
широта оперирования образами;
гибкость мыслительных процессов, темп, скорость протекания, самостоятельность, экономичность мышления, широта и глубина ума,
последовательность мысли, критичность;
сосредоточенность, объем, распределение, переключение, устойчивость, оперативная подвижность внимания;
скорость реакции и движений, сила, темп, ритм, координированность, точность и меткость, пластичность и ловкость
Так, например, для музыкальной деятельности черты оперативности приобретают такие общие познавательные способности, как восприятие, память, представление, воображение, мышление и психомоторные способности.
Статьи по педагогике:
Типы контроля
Контроль бывает разных видов и форм, а также может осуществляться с помощью разнообразных методов. В зависимости от того, кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся, выделяют следующие три типа контроля: а). Внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика). б). Взаим ...
Итенсивность труда на фоне экономики
Установлено, что решающим фактом повышения производительности общественного труда является технический прогресс. В тоже время в специальной экономической литературе и, особенно в практике наблюдается преувеличение значения вещественных элементов процесса труда и некоторая недооценка роли живого тру ...
План занятий математического кружка учащихся 5-х классов и методические
рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. Некоторые темы, предлагаемые для изучения на занятиях математического кружка, напрямую не связаны с изучением программного материала. Это такие темы как «Принцип Дирихле», «Арифметика Магн ...