Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество.
Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сформированностью убеждений, этическими и эстетическими чувствами, практической деятельностью.
Арустамов Э.А. обращает внимание на тот факт, что у большинства современных людей культура взаимоотношений с окружающей средой находиться на крайне низком уровне: восприятие ими природы ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, поэтому полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским отношением к ее богатствам; понимание необходимости бережного отношения не подкрепляется ответственным общением с ней. Она отмечает, что так называемый синдром экологического страха подпитывается еще и тем, что содержание экологической грамотности составляют знания об отрицательных для природы и человека результатах деятельности людей.
Основу экологической культуры составляют следующие компоненты: знания, эмоционально-ценностное отношение к природе как к источнику жизни и красоты и практическая деятельность по охране и восстановлению окружающей среды. Исходя из этого и необходимо рассматривать вопрос содержания процесса формирования экологической культуры.
Точка зрения Гирусова Э.В. о том, что сочетание «Общей экологии», «Социальной экологии» и «Охраны природы» в системе общего экологического знания составляет ядро его структуры, которая отражает основной диапазон современных экологических представлений, входящий в базовый компонент непрерывного экологического образования. Она считает, что на практике принципы непрерывного образования возможны только в системе, различные звенья которой тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому содержание экологического образования не может быть нерегулируемым, должно строиться в соответствии с государственными стандартами, которые определены в двух областях знаний: «Природа» и «Экология».
Ратанова М.П. рассматривает развертывание системного подхода в процессе формирования экологической культуры посредством следующих информационных аспектов:
- научный, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимосвязи. Научные знания являются основой понимания экологической неделимости Земли, целостности природных систем, их ранимости;
- ценностный, формирующий нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. Формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться ею, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни;
- нормативный, ориентирован на владение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде;
- деятельностный, включающий виды и способы деятельности людей, направленные на формирование познавательных практических и творческих умений экологического характера, развитие их волевых качеств; потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Коноплева И.С. обращает внимание на необходимость открытия учебных центров дистанционного экологического образования, что продиктовано всеобщей потребностью по этому актуальному для общества направлению. Они считают, что в Федеральной образовательной экологической программе дистантным формам обучения не отведено место, в то время как за рубежом они приобрели большую популярность. Основные причины ограничения распространения этого метода:
- отсутствие полного комплекта учебно-методических материалов, пригодных для дистантной формы обучения;
- отсутствие технических средств для контактного обмена в системе «преподаватель - обучающийся»;
Статьи по педагогике:
Понятие роли женщины в обществе. Трансформация задач
воспитания соответственно этой роли
В предыдущей главе мы ознакомились с историей женского образования в различные исторические периоды. Из прочитанного и проанализированного мною материала по этому вопросу, можно сделать вывод, что воспитание и формирование личности девушки шло в определенном направлении. Основной задачей воспитания ...
Понятие и содержание культуры поведения
Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. «Человек человеку - друг» - этот принцип один из главных в нашей жизни, во вза ...
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...