Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество.
Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сформированностью убеждений, этическими и эстетическими чувствами, практической деятельностью.
Арустамов Э.А. обращает внимание на тот факт, что у большинства современных людей культура взаимоотношений с окружающей средой находиться на крайне низком уровне: восприятие ими природы ограничивается представлениями о ней лишь как об объекте антропогенного воздействия, поэтому полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским отношением к ее богатствам; понимание необходимости бережного отношения не подкрепляется ответственным общением с ней. Она отмечает, что так называемый синдром экологического страха подпитывается еще и тем, что содержание экологической грамотности составляют знания об отрицательных для природы и человека результатах деятельности людей.
Основу экологической культуры составляют следующие компоненты: знания, эмоционально-ценностное отношение к природе как к источнику жизни и красоты и практическая деятельность по охране и восстановлению окружающей среды. Исходя из этого и необходимо рассматривать вопрос содержания процесса формирования экологической культуры.
Точка зрения Гирусова Э.В. о том, что сочетание «Общей экологии», «Социальной экологии» и «Охраны природы» в системе общего экологического знания составляет ядро его структуры, которая отражает основной диапазон современных экологических представлений, входящий в базовый компонент непрерывного экологического образования. Она считает, что на практике принципы непрерывного образования возможны только в системе, различные звенья которой тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому содержание экологического образования не может быть нерегулируемым, должно строиться в соответствии с государственными стандартами, которые определены в двух областях знаний: «Природа» и «Экология».
Ратанова М.П. рассматривает развертывание системного подхода в процессе формирования экологической культуры посредством следующих информационных аспектов:
- научный, обеспечивающий познавательное отношение к окружающей среде. Он включает естественнонаучные, социологические и технологические закономерности, теории и понятия, которые характеризуют природу, человека, общество и производство в их взаимосвязи. Научные знания являются основой понимания экологической неделимости Земли, целостности природных систем, их ранимости;
- ценностный, формирующий нравственное и эстетическое отношение к природной среде, преодолевает излишнюю рационалистичность и потребительство. Формируется умение не только видеть красоту окружающего мира и восхищаться ею, но и готовность вносить посильный вклад в охрану и восстановление окружающей среды, вести здоровый образ жизни;
- нормативный, ориентирован на владение системой норм и правил, предписаний и запретов экологического характера, непримиримость к любым проявлениям антиобщественного поведения в природной среде;
- деятельностный, включающий виды и способы деятельности людей, направленные на формирование познавательных практических и творческих умений экологического характера, развитие их волевых качеств; потребности и умения проявлять активность в решении экологических проблем.
Коноплева И.С. обращает внимание на необходимость открытия учебных центров дистанционного экологического образования, что продиктовано всеобщей потребностью по этому актуальному для общества направлению. Они считают, что в Федеральной образовательной экологической программе дистантным формам обучения не отведено место, в то время как за рубежом они приобрели большую популярность. Основные причины ограничения распространения этого метода:
- отсутствие полного комплекта учебно-методических материалов, пригодных для дистантной формы обучения;
- отсутствие технических средств для контактного обмена в системе «преподаватель - обучающийся»;
Статьи по педагогике:
Развитие психических процессов в дошкольном возрасте
Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием. Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими пр ...
Формы организации работы по ознакомлению детей с классическими музыкальными
произведениями
Прежде всего педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки или скульптуру, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ...
Сущность и основные принципы
управления педагогическими системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...