Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте

Страница 1

Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. "Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль и любознательность". "Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя"-говорил К.Д.Ушинский.

Чтение - уникальный инструмент приобщения ученика к художественной, научно-популярной и периодической литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников, посредством чего их воспитывают и развивают; это и то, с помощью чего дети изучают множество учебных предметов. Иначе говоря, умения и навыки чтения формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, как средство самовоспитания и саморазвития, но и как сложный комплекс умений и навыков.

"Навык чтения относится к числу сложнейших психофизиологических образований. В нём уникально сплелись элементы и свойства, относящиеся к мыслительной и речевой деятельности. В процесс чтения вовлекаются волевые качества читающего, его ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, способности, интересы, установки. Приводятся в активное состояние ранее накопленные представления и знания об окружающем мире. Мобилизуется лексика, тот запас слов, которым владеет читающий, накопленный им в процессе повседневных речевых, бытовых, индивидуальных и коллективных форм общения, активизируются усвоенные модели словоупотреблений, словоизменений и словообразований, модели построения текста, предложений"- считает М.И. Оморокова.

Комплекс умений и навыков, который в школе называют "техникой чтения", "навыком чтения", состоит из темпа или скорости чтения, выразительности, правильности, осознанности чтения, способа чтения. "Навык – умение, достигшее автоматизма и выполняемое без особого напряжения умственно-контролирующего порядка". Каждый из компонентов, входящих в состав навыков чтения, сначала формируется как умение и посредством упражнений превращается в навык, осуществляется автоматически или полуавтоматически. Навык чтения складывается из двух сторон - смысловой и технической. Смысловая сторона обеспечивает понимание, усвоение, запоминание прочитанного.Техническая сторона включат в себя способ чтения, правильность, выразительность, скорость или темп чтения. Каждый из этих компонентов подчинён смысловой стороне - пониманию. Каждый из компонентов, образующих технику чтения, имеет свои особенности, которые влияют на весь процесс чтения. Дадим характеристику каждому компоненту навыка чтения.

"Осмысленность чтения - понимание фактического содержания читаемого текста. Это понимание:

значений большей части употребляемых в тексте слов, как в их прямом, так и в переносном смысле;

содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, глав, эпизодов) и смысла этих частей;

основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание содержания и своего отношения к прочитанному.

При оценке глубины и уровня понимания существенное значение имеет учёт двух планов содержания текста: фактического, предметного плана и смысла предметного плана.

Предметный план - описание обстановки, действующих лиц, диалоги, рассуждения, мысли, события, значения слов, предложений. Смысл предметного плана - это то, о чём всё это говорит читателю, что всем предметным планом писатель хотел сказать читателю".

Темп (скорость) чтения. Это "самый важный фактор, непосредственно влияющий на успеваемость учащихся. Скорость чтения учеником 120-230 слов в минуту является оптимальной. Поскольку совпадает с диапазоном разговорной речи и позволяет осмыслить изучаемый текст".

"Темп или скорость чтения находится в прямой зависимости от понимания текста и способа чтения".

Существуют следующие способы чтения: плавное слоговое чтение, плавное слоговое с целостным прочтением отдельных слов, чтение целыми словами и группами слов. Способы чтения тщательно отрабатываются, что побуждает ребёнка к скорейшему и естественному переходу от слогового чтения к чтению целыми словами и группами слов.

Правильность чтения выражается в том, как ученик избегает ошибок или допускает их. Ошибки при чтении могут быть следующими:

Замены, пропуски, перестановки, добавления, искажения, повторы букв (звуков), слогов и слов в читаемом тексте; правильно или ошибочно делает ударение в словах.

Ошибки могут возникать из-за непонимания или искажённого понимания слов, текста, предложения, слабого усвоения графического образа букв. Ученик может торопиться при чтении и тем самым допускать различные ошибки при чтении.

Выразительность чтения проявляется в умении обоснованно использовать паузы, делать логическое или психологическое ударение, находить нужную интонацию, читать чётко, достаточно громко и понятно для слушателей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...

Мотивы досуга
Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и сам ...

Содержание и технологии формирования экологической культуры родителей путем использования интернет - ресурсов
Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество. Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сф ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru