Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке времени.
Дети включались в доступную для них деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучались к коллективному труду и быту. В труде и повседневном общении со взрослыми дети усваивали необходимые жизненные навыки и трудовые умения, знакомились с обычаями, учились выполнять обряды, сопровождавшие жизнь первобытных людей, и все свои обязанности, полностью подчиняя себя интересам рода, требованиям старших. Мальчики участвовали вместе со взрослыми в охоте и рыбной ловле, в изготовлении оружия; девочки под руководством женщин собирали и выращивали урожай, готовили пищу, делали посуду и одежду, игрушки.
В советский период подчинение досуга задачам коммунистического воспитания на многие годы определило характер работы большинства детских внешкольных учреждений, связанных с организацией свободного времени. Досуг должен был воспитывать в идеях современности, современность должна была широкой рекой "вливаться" в досуг, причем организованным путем. Поскольку современность мыслилась как борьба "реакции и революции", то и ребенок должен был стать "солдатом на фронте борьбы", вооруженным марксистским миропониманием, классовым чутьем и пролетарскими интересами.
Участие каждого школьника в клубной работе было обязательным, но выбор формы занятий был добровольным. Наиболее распространенными были кружки: общественно-политический, естествоведения или юннатов, литературный, драматический, изобразительного искусства, музыкальный, физкультуры. В школах силами детей создавались уголки Ленина, пионеров, радио, электрификации, МОПР, Авиахим, "Друг детей", "Долой неграмотность", книги, безбожников, санпросвета, физкультуры. Довольно много времени дети проводили в мастерских: переплетных, столярных, картонажных, швейных, сапожных. Особым успехом пользовались массовые мероприятия. Довольно частым явлением как для города, так и деревни было создание естественнонаучных или юннатских кружков. С одной стороны, такие кружки помогали в изучении школьного курса естествознания, а с другой - становились довольно популярной формой реализации формулы соединения обучения с производительным трудом.
Особой формой клубной работы становились вечера. Это могли быть вечера вопросов и ответов, вечера "чудес", вечера бесед и рассказов, вечера воспоминаний, вечера революционного движения, вечера великих людей и т.д. и т.п. В школе-коммуне Наркомпроса, например, проводили вечер фабрики, который имел комплексный характер. Он состоял из трех отделений, в которых были доклады о технике, фабрике при социализме; чтение отрывков из художественных произведений; коллективная декламация; сцены из истории рабочего движения, частушки, пантомима.
Московский отдел народного образования контролировал работу в каждом городском районе, имевшем свои объединения руководителей по изоискусству и музыкальной работе с детьми. При 7-й опытной станции Наркомпроса был создан кабинет по художественному воспитанию, ставший методической базой всей художественной работы с детьми. Кабинет имел несколько отделов: рисования, художественного слова, театральный и музыкальный.
Статьи по педагогике:
История использования музыкальных средств в обучении
и воспитании детей с нарушениями слуха
При определении содержания обучения и воспитания детей с нарушениями слуха традиционно учитываются приоритетные направления формирования личности слышащих детей. Одно из таких направлений - музыкальное воспитание. Понимая значение музыки в развитии слышащего ребенка, сурдопедагоги стремились исполь ...
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...
Из опыта Японских глухих музыкантов
В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко". Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнол ...