Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр

Образование и воспитание » Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр

В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоенние современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей. Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений развитию музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание в практике музыкальных руководителей.

Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. Его роль и функции отражены в трудах зарубежных философов и психологов (Т. Адорно, Р. Арнхейма, Ж. Пиаже, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.).

На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).

Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.) [24, с.6].

Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)

Значение музыки в развитии личности ребенка раскрывается в исследованиях педагогов (Ю.Б. Алиев, И.А. Знаменская, М.Л. Корсунская, Л.Т. Мамедова, Е.В. Николаева, Э.И. Плотица, В.Ф. Судаков, М.И. Ройтерштейн и др.).

Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы.

Целью данного исследования являлось формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр.

В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:

1. изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;

2. выявить состояние работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.

3. определить влияние музыкально-дидактических игр на формирование у детей среднего дошкольного возраста;

4. разработать и апробировать педагогические условия формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.

В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что процесс организации музыкальных занятий у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при организации следующих условий:

1. индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом его музыкальных особенностей;

2. систематичной и планомерной работе по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально дидактических игр;

3. учёт музыкального развития каждого ребёнка.

Методы исследования:

-анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;

-беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе музыкальных занятий;

-педагогический эксперимент;

-анализ содержания музыкальных занятий в ДОУ, направленных на формирование у детей среднего дошкольного возраста музыкальных способностей;

-математическая обработка полученных результатов.

Процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры.

Опытно-экспериментальной базой исследования явился МБДОУ №46 г. Ельца, Липецкой области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста.

Практическая часть исследования включала в себя:

1. Констатирующий эксперимент.

2. Формирующий эксперимент.

3. Контрольный эксперимент.

Организация исследования проводилась в три этапа.

Первый этап (сентябрь – ноябрь 2007г.) – поисково-теоретический. Была проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература, составлен план экспериментальной части работы.

Второй этап (декабрь – март 2007-2008г.) – опытно-экспериментальный. Были разработаны теоретические положения исследования и проведен эксперимент.

Третий этап (апрель 2008г.) – обобщающе-аналитический. Был проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов и сформулированы основные выводы исследования. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается гипотеза, излагаются цель, задачи, характеризуются этапы работы. В первой главе «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста» рассматриваются сущность понятия «музыкальные способности» в педагогике, этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста, особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр» выявляется уровень сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, формируются музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста, проверяется эффективность экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр. В заключении обобщаются итоги, изложенные в отдельных главах, подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы. В приложении выборочно представлены материалы опытно-экспериментальной работы.

Статьи по педагогике:

Из опыта Японских глухих музыкантов
В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко". Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнол ...

Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...

Методы воспитания детей с недостатками слуха
Методы воспитания – это пути воздействия педагогов на своих воспитанников с целью формирования у них положительных черт личности. В общей педагогике проблема методов воспитания, их совершенствования разрабатывалась в трудах Ю.К. Бабанского, Н.И. Болдырева, Т.А. Ильиной, В.М. Коротова, И.С. Марьенко ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru