В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоенние современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей. Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений развитию музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание в практике музыкальных руководителей.
Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. Его роль и функции отражены в трудах зарубежных философов и психологов (Т. Адорно, Р. Арнхейма, Ж. Пиаже, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.).
На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).
Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.) [24, с.6].
Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)
Значение музыки в развитии личности ребенка раскрывается в исследованиях педагогов (Ю.Б. Алиев, И.А. Знаменская, М.Л. Корсунская, Л.Т. Мамедова, Е.В. Николаева, Э.И. Плотица, В.Ф. Судаков, М.И. Ройтерштейн и др.).
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы.
Целью данного исследования являлось формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. выявить состояние работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
3. определить влияние музыкально-дидактических игр на формирование у детей среднего дошкольного возраста;
4. разработать и апробировать педагогические условия формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что процесс организации музыкальных занятий у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при организации следующих условий:
1. индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом его музыкальных особенностей;
2. систематичной и планомерной работе по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально дидактических игр;
3. учёт музыкального развития каждого ребёнка.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
-беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе музыкальных занятий;
-педагогический эксперимент;
-анализ содержания музыкальных занятий в ДОУ, направленных на формирование у детей среднего дошкольного возраста музыкальных способностей;
-математическая обработка полученных результатов.
Процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился МБДОУ №46 г. Ельца, Липецкой области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста.
Практическая часть исследования включала в себя:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Организация исследования проводилась в три этапа.
Первый этап (сентябрь – ноябрь 2007г.) – поисково-теоретический. Была проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература, составлен план экспериментальной части работы.
Второй этап (декабрь – март 2007-2008г.) – опытно-экспериментальный. Были разработаны теоретические положения исследования и проведен эксперимент.
Третий этап (апрель 2008г.) – обобщающе-аналитический. Был проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов и сформулированы основные выводы исследования. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается гипотеза, излагаются цель, задачи, характеризуются этапы работы. В первой главе «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста» рассматриваются сущность понятия «музыкальные способности» в педагогике, этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста, особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр» выявляется уровень сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, формируются музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста, проверяется эффективность экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр. В заключении обобщаются итоги, изложенные в отдельных главах, подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы. В приложении выборочно представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Статьи по педагогике:
Выявление уровня выполнения экзаменационных заданий учащимися МБОУ «СОШ №
33 » города Архангельска
Была проведена диагностика учащихся 9 класса МБОУ «СОШ № 33» города Архангельска. Подготовку я начал в ноябре 2011 года. Географию выбрали как экзаменом в новой форме 11 человек. Завучем школы было предложено заняться подготовкой учеников к сдаче ГИА по географии. На начальных этапах подготовки я р ...
Процесс чтения в историческом аспекте
Историковедческой основой методики чтения были работы ведущих психологов, занимающихся проблемой развития навыка чтения: философские концепции: И. Канта, Н. Бердяева, философско-педагогические идеи Л.Толстого, В. Розонова, К.Д.Ушинского, И. Бунакова, В.А.Сухомлинского. Знаменитый писатель и педагог ...
Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования,
факторы
Наркомания (от греч. narke — помрачение сознания, оцепенение и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникн ...