В современных условиях конкурентоспособным ресурсом деятельности музыкального руководителя становится владение информацией, освоенние современных технологий воспитания, обучения и развития дошкольников. Согласно федеральным государственным требованиям к структуре основой общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 года №655, особое место в образовательной работе современного ДОУ отводится развитию способностей. Реализация образовательной области «Музыка» позволяет решать многие проблемы музыкального развития детей дошкольного возраста, интегрируясь с другими образовательными областями, в том числе, развитие музыкальных способностей. На фоне этих прогрессивных изменений развитию музыкальных способностей ребенка дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание в практике музыкальных руководителей.
Психологические механизмы развития способности изучались Л.С. Выготским, Г.Г. Иванченко, А.В. Запорожцем, А.Г. Костюком, В.В. Медушевским, Е.В. Назайкинским, Б.М. Тепловым и др. Его роль и функции отражены в трудах зарубежных философов и психологов (Т. Адорно, Р. Арнхейма, Ж. Пиаже, М. Хайдеггера, А. Шопенгауэра и др.).
На особую значимость развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста указывали известные педагоги: О.П. Радынова, В.А. Деркунская, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман и др. Многие из них разработали свои программы по музыкальному воспитанию дошкольников (Н.А. Ветлугина, А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, В.Н. Шацкая и многие др.).
Основополагающее значение для осмысления роли музыкального искусства имеют работы отечественных и зарубежных педагогов и психологов, специалистов в области эстетического воспитания детей дошкольного возраста (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, В.М. Бехтерев, Т.С. Бабаджан, О.Н. Варшавская, А.И. Катинене, А.В. Кенеман, Н.А. Метлов, О.П. Радынова, В.Н. Шацкая, С.М. Шоломович и др.) [24, с.6].
Большое вклад в изучение содержания понятия "музыкальные способности" внесли труды отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.)
Значение музыки в развитии личности ребенка раскрывается в исследованиях педагогов (Ю.Б. Алиев, И.А. Знаменская, М.Л. Корсунская, Л.Т. Мамедова, Е.В. Николаева, Э.И. Плотица, В.Ф. Судаков, М.И. Ройтерштейн и др.).
Анализ работ вышеуказанных педагогов и психологов определяет актуальность выбранной темы.
Целью данного исследования являлось формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста по средствам музыкально-дидактических игр.
В соответствии с целью исследования были поставлены и решались следующие задачи:
1. изучить психологическую, педагогическую и методическую литературу по теме исследования;
2. выявить состояние работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
3. определить влияние музыкально-дидактических игр на формирование у детей среднего дошкольного возраста;
4. разработать и апробировать педагогические условия формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
В ходе работы над темой была выдвинута гипотеза исследования: мы предположили, что процесс организации музыкальных занятий у детей среднего дошкольного возраста будет успешным при организации следующих условий:
1. индивидуальном подходе к каждому ребёнку с учётом его музыкальных особенностей;
2. систематичной и планомерной работе по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредством музыкально дидактических игр;
3. учёт музыкального развития каждого ребёнка.
Методы исследования:
-анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
-беседа с детьми и наблюдение за их деятельностью в процессе музыкальных занятий;
-педагогический эксперимент;
-анализ содержания музыкальных занятий в ДОУ, направленных на формирование у детей среднего дошкольного возраста музыкальных способностей;
-математическая обработка полученных результатов.
Процесс формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста, будет происходить успешнее, если используются музыкально-дидактические игры.
Опытно-экспериментальной базой исследования явился МБДОУ №46 г. Ельца, Липецкой области. В опытно-экспериментальной работе участвовало 20 детей среднего дошкольного возраста.
Практическая часть исследования включала в себя:
1. Констатирующий эксперимент.
2. Формирующий эксперимент.
3. Контрольный эксперимент.
Организация исследования проводилась в три этапа.
Первый этап (сентябрь – ноябрь 2007г.) – поисково-теоретический. Была проанализирована педагогическая, психологическая и методическая литература, составлен план экспериментальной части работы.
Второй этап (декабрь – март 2007-2008г.) – опытно-экспериментальный. Были разработаны теоретические положения исследования и проведен эксперимент.
Третий этап (апрель 2008г.) – обобщающе-аналитический. Был проведен анализ, обобщение и систематизация полученных результатов и сформулированы основные выводы исследования. Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность исследования, выдвигается гипотеза, излагаются цель, задачи, характеризуются этапы работы. В первой главе «Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста» рассматриваются сущность понятия «музыкальные способности» в педагогике, этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста, особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр» выявляется уровень сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, формируются музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста, проверяется эффективность экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр. В заключении обобщаются итоги, изложенные в отдельных главах, подводятся общие итоги исследования, формулируются основные выводы. В приложении выборочно представлены материалы опытно-экспериментальной работы.
Статьи по педагогике:
Петербургский воспитательный дом
Дворец К. Г. Разумовского 2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.Гуманистические идеалы И. И. Бец ...
Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции
учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...
Формирование темповой организации высказывания
Основными задачами в работе по развитию темповой организации высказывания являются: 1. Формирование у дошкольников некоторых знаний о темпе речи (нормальный, быстрый, медленный). – 1этап 2. Формирование умения слышать замедление и убыстрение темпа речи. – 2этап 3. Формирование умения использовать р ...