Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы.
Задача контрольного эксперимента:
- выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
- экспериментально проверить педагогические условия формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
Методика контрольного эксперимента совпадала с методикой констатирующего обследования сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр. Результаты, полученные в ходе проведения музыкально-дидактических игр анализировались с привлечением данных констатирующего эксперимента.
В начале контрольного эксперимента мы провели опрос, аналогичный опросу на этапе констатирующего эксперимента и выявили, дети среднего дошкольного возраста показали наиболее высокий уровень музыкальных способностей.
Результаты проведенного опроса показали, что 50% (10 детей) детей предпочитали музыкально-дидактические игры, безошибочно называли их («Найди друга», «Про Егора», «Тишина», «Дождик» и др.), проявлялись музыкальные способности.
30% (6 детей) проявляли ситуативный интерес к музыкально-дидактическим играм, музыкальные способности проявляли не так часто.
20 % (4 ребенка) не предпочитали музыкально-дидактические игры, не знали их названия, не проявляли музыкальные способности в этих играм.
Результаты опроса представлены в таблице №4.
Мы провели комплекс музыкально-дидактических игр, аналогичный констатирующему этапу исследования. И выяснили, что 50% детей (Алеша Е., Лена Р., Ирина Ч., Таня Ш., Настя П., Костя Е., Наташа Д., Слава Т., Настя Е., Галя Ж.) показали высокий уровень. Эти дети хорошо узнавали знакомые мелодии по фрагменту, определяли правильность интонации в песни у себя и у других. Воспроизводили хорошо знакомую попевку из 3-4 звуков на металлофоне. Ритм движений соответствовал ритму песни.
30% детей (Андрей Т., Дима Ч., Оля Ш. Вова З., Надя Г., Сережа Н.) показали средний уровень. Эти дети не всегда узнавали знакомые мелодии по фрагменту. Не могли точно выразить характер песни. Часто отвлекались, требовались в помощи взрослого.
20% детей (Андрей Д., Таня К. Коля Р., Боря Ж.) показали низкий уровень. Эти дети не могли узнать знакомые мелодии, не соблюдали правильность интонации. не могли воспроизвести знакомую попевку из 3-4 звуков на металлофоне.
Результаты оценки уровня сформированности музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр представлены в таблице №5.
При сравнительном анализе констатирующего и контрольного экспериментов мы получили следующие результаты, которые представлены в таблице №6.
Наличие музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста распределено следующим образом: высокий уровень показали 50% детей, средний уровень – 30% детей, низкий уровень – 20% детей. Таким образом, мы можем сказать, что у детей среднего дошкольного возраста сформированы личностно значимые, относительно устойчивые музыкальные способности. Важно отметить положительную динамику проведенной нами работы – высокий уровень развития интереса к музыкальной деятельности получили 50% детей экспериментальной группы.
Анализ динамики проявления интереса за время исследования показывает заметное улучшение всех показателей.
Данные контрольного этапа экспериментальной работы подтверждают достоверность выдвинутой гипотезы и позволяют заключить: проведенное исследование доказало возможность формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
В связи с тем, что проблема особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ всегда была предметом исследования педагогов и психологов (Теплов Б. М., Метлов Н. А., Асафьев Б. В., Кабалевский Д. Б., Шацкий С. Т., Ветлугина Н. А, Карл Орф, Кодай Болтан и др.) на сегодняшний день она тоже является актуальной.
Статьи по педагогике:
Золотая пропорция в человеке
Пропорции человека с древних времён привлекали учёных, художников, скульпторов, биологов. Они искали закономерности пропорций человеческого тела. Существует свидетельство Плиния о том, что скульптор Поликлет написал статью о правилах пропорции человеческого тела, и вылепил по ним знаменитую статую ...
Некоторые общие тенденции современной западной педагогики
В основе многочисленных педагогических концепций лежат различные философские теории. На западную педагогику в разное время оказывали значительное влияние такие философские направления, как прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм и бихевиоризм. Но в современном мире, стремящемся к инте ...
Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", " ...