Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательные и дополнительные практические задания к зачету.
Система самостоятельных работ разработана с учетом поурочного планирования и тематических контрольных работ, предложенных авторами учебника «Математика 5» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковичем.
Обобщая теоретические основы изучаемой проблемы в ракурсе психологии и педагогики, а также, рассмотрев методические основы проверки знаний учащихся, можно сделать следующие выводы.
Эффективность контроля зависит от его:
объективности;
регулярности;
целенаправленности;
всесторонности;
индивидуальности.
Необходимость осуществления контроля таким образом, чтобы проверялись не отдельные качества знаний, а системы качеств знаний.
И.Я. Лернер выделяет следующие качества знаний, образующих систему:
полнота и глубина;
систематичность и системность;
оперативность и гибкость;
конкретность и обобщенность;
свернутость и развернутость;
осознанность и прочность.
Большое значение для качественного осуществления текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Е.И. Перовский считает, что необходимы особые звенья текущей проверки, а именно:
проверка знаний учащихся в начале учебного года;
проверка знаний учащихся из урока в урок;
проверка знаний учащихся по изученной теме;
проверка знаний учащихся по отделу курса.
Мы считаем, что цель работы достигнута:
в результате анализа психолого-педагогической и методической литературы и изучения опыта учителей математики были разработаны система самостоятельных работ, проведение которых предполагается на каждом уроке при изучении действий с десятичными дробями, и задания для проведения зачетного урока по данной теме. Все разработанные задания отвечают необходимым требованиям, предъявляемым к контролю.
Таким образом, исследование, проведенное в данной дипломной работе, позволит учителю четко и грамотно выстраивать систему текущего контроля знаний учащихся, что будет способствовать более эффективному осуществлению тематического и итогового контроля. Именно при подобной организации контроля знания учащихся будут полноценными, а, следовательно, будет всесторонне развиваться и личность учащегося.
В завершении работы мы хотели бы привести один афоризм, который как нельзя более точно показывает необходимость проверки усвоенных знаний при решении практических задач:
«Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет.»
«Круг чтения»
Статьи по педагогике:
Исследование правовой грамотности детей
старшего дошкольного возраста как элемента правовой социализации
Ознакомление детей с правами является начальным этапом приобщения их к демократическим и гуманистическим ценностям, правовой культуре. Изучение правовой грамотности, первоначальных представлений детей о правах ребенка и степени усвоения ими нравственно-правовых норм поведения возможно путем проведе ...
Виды библиографического описания документов
Объектами составления библиографического описания являются все виды опубликованных (в том числе депонированных) и неопубликованных документов на любых носителях – книги, сериальные и другие продолжающиеся ресурсы, нотные, картографические, аудиовизуальные, изобразительные, нормативные и технические ...
Из опыта работы учителей начальной школы по формированию
и развитию коммуникативной компетенции
Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции. В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетентности и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуник ...