Анализ психолого-педагогической и методической литературы позволил разработать вариант системы контроля знаний учащихся при обучении пятиклассников арифметическим действиям с десятичными дробями, который включает в себя самостоятельные работы (1 вариант), теоретические вопросы к зачету, обязательные и дополнительные практические задания к зачету.
Система самостоятельных работ разработана с учетом поурочного планирования и тематических контрольных работ, предложенных авторами учебника «Математика 5» И.И. Зубаревой, А.Г. Мордковичем.
Обобщая теоретические основы изучаемой проблемы в ракурсе психологии и педагогики, а также, рассмотрев методические основы проверки знаний учащихся, можно сделать следующие выводы.
Эффективность контроля зависит от его:
объективности;
регулярности;
целенаправленности;
всесторонности;
индивидуальности.
Необходимость осуществления контроля таким образом, чтобы проверялись не отдельные качества знаний, а системы качеств знаний.
И.Я. Лернер выделяет следующие качества знаний, образующих систему:
полнота и глубина;
систематичность и системность;
оперативность и гибкость;
конкретность и обобщенность;
свернутость и развернутость;
осознанность и прочность.
Большое значение для качественного осуществления текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Е.И. Перовский считает, что необходимы особые звенья текущей проверки, а именно:
проверка знаний учащихся в начале учебного года;
проверка знаний учащихся из урока в урок;
проверка знаний учащихся по изученной теме;
проверка знаний учащихся по отделу курса.
Мы считаем, что цель работы достигнута:
в результате анализа психолого-педагогической и методической литературы и изучения опыта учителей математики были разработаны система самостоятельных работ, проведение которых предполагается на каждом уроке при изучении действий с десятичными дробями, и задания для проведения зачетного урока по данной теме. Все разработанные задания отвечают необходимым требованиям, предъявляемым к контролю.
Таким образом, исследование, проведенное в данной дипломной работе, позволит учителю четко и грамотно выстраивать систему текущего контроля знаний учащихся, что будет способствовать более эффективному осуществлению тематического и итогового контроля. Именно при подобной организации контроля знания учащихся будут полноценными, а, следовательно, будет всесторонне развиваться и личность учащегося.
В завершении работы мы хотели бы привести один афоризм, который как нельзя более точно показывает необходимость проверки усвоенных знаний при решении практических задач:
«Кто приобретает знания, но не пользуется ими, подобен тому, кто пашет, но не сеет.»
«Круг чтения»
Статьи по педагогике:
В чем заключается специфика педагогического общения
Общение присутствует во всех видах человеческой деятельности, но есть ее виды, где общение из фактора, сопровождающего деятельность, сопутствующего ей, превращается в категорию кардинальную, профессионально значимую. Иначе говоря, общение является уже не просто формой обыденного человеческого взаим ...
Методологические основы воспитания детей с недостатками слуха
Диалектика воспитания раскрывается в сложной взаимозависимости объективного и субъективного, внутреннего и внешнего. Требования, предъявляемые педагогом ученику, осознаются, становятся для него внутренними и реализуются впоследствии в практической деятельности ученика. Для детей с недостатками слух ...
В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...