В Японии существует практика обучения глухих игре на барабанах, и не просто игре, а игре в группе. Одна из таких групп называется "Эдзо Дайко".
Уже известно, что "Эдзо Дайко" работает с инвалидами целых 24 года. Оказывается, в Японии уже давно разработали специальную сурдотехнологию. По сути дела, она достаточно проста и основана на визуальном восприятии музыки. Владельцы музыкальных центров и магнитол с большим количеством опций ежедневно видят самый простейший принцип этой сурдотехнологии - звуковые индикаторы в виде столбиков из чёрточек. Если мы слушаем, например, инструментальную музыку, то при громкой игре, скажем, на бас - гитаре, определённый столбик становится выше, на инструменте играют тише - высота столбика уменьшается. Широкоэкранный монитор, установленный в удобном месте, позволяет контролировать свои действия каждому глухому музыканту. У каждого из них есть свой барабан и, следовательно, есть свой столбик, видный на экране. Специальная компьютерная программа позволяет окрашивать столбики звукового индикатора разными заметными цветами. При неверной игре цвет тускнеет, а при правильном исполнении барабанной музыки, наоборот, его оттенки становятся ярче и красивее.
Кроме того, управлять игрой помогают позы, движения и даже мимика барабанщиков. Все они имеют своё значение. Например, вертикально поднятая палочка может означать: "Внимание!", а её наклон в сторону барабана - "Начинаем играть через три секунды!" Сперва начинающих глухих музыкантов ведёт в музыкальное пространство барабанщик с нормальным слухом. Он и сурдопереводчик не спеша и кропотливо приучают барабанщиков-инвалидов играть, ориентируясь по монитору, затем учат дублировать свои действия по мимике, движениям, жестам и позам. Наставник с нормальным слухом должен играть и одновременно быть своего рода дирижёром. Только дирижёрскую палочку заменяет всё его тело и мимические мышцы лица.
Завершающим итогом является приучивание подопечных к самостоятельной игре, без пластического наставника-дирижёра. Обычно его на первых порах заменяет самый способный глухой ученик. Такая методика, основанная на том, что учителя подменяет лучший из учеников, постепенно доводящий других до своего уровня мастерства, известна очень давно, изобретена ещё в Англии в ХVIII веке и называется "ланкастерской". Правда, там её применяли при обучении подростков ремеслу токаря, механика или слесаря. Японцы же применили британскую методику уже для обучения барабанной музыке.
Профессии дирижёра и барабанщика (при условии, что он играет весь концерт, а не одну четверть его времени) признаны самыми полезными, ибо при работе эмоции гармонично сочетаются с физическими нагрузками. Кроме того, барабанщики, играющие в японском стиле, очень редко страдают сахарным диабетом. Если они им и болеют, то только в лёгкой форме и без осложнений, так как развитые капиллярные и венозные сосуды заставляют кровь, загустевшую от переизбытка сахара, бежать быстрее. Словом, игра в оркестре барабанной музыки является своего рода лечебной терапией, помогающей чувствовать себя человеком, востребованным обществом.
В ансамбле "Эдзо Дайко" с инвалидами постоянно работают три музыканта. Координатор поездки в Россию Сато Широ пояснил:
- Музыкальные наставники инвалидов работают с ними добровольно, совершенно бесплатно. Без помощи муниципальных властей и государства.
По его словам, лучшие ансамбли слепых и глухих барабанщиков играют так, что их музыку не отличишь от той, что исполняют здоровые музыканты. Да ещё зарабатывают себе деньги.
Статьи по педагогике:
Педагогические требования
к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального
профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...
Правовое воспитание в условиях ДОУ
В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями, которые происходят в современном российском обществе, особенно актуальными становятся проблемы связанные с нормативно-правовым регулированием деятельности и взаимоотношений живущих в нем людей. Одной из важнейших сфер де ...
Конструктивная деятельность учителя в структуре
педагогической деятельности
Говоря о структуре педагогической деятельности, необходимо сказать, что все компоненты, или функциональные виды, деятельности проявляются в работе педагога любой специальности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями. В отличие от принятого в психологии понимания деят ...