Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы.
Задача формирующего эксперимента:
сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ;
В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология формирования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ (авторы технологии А.Г. Гогоберидзе и В.А. Деркунская).
Данное экспериментальное исследование состояло из трех этапов:
1 этап заключался в обучении детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр и формировании музыкальных способностей;
2 этап был направлен на преодоление препятствий, мешающих формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр;
3 этап был направлен на создание непринужденной обстановке во время проведения музыкальных занятий, способствующих формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста.
В процессе организации данной педагогической технологии мы опирались на следующие принципы:
1. Принцип гуманизации, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе музыкальной деятельности.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, объясняющий необходимость использования первичной диагностики общих и музыкальных способностей дошкольников, и учитывающий новообразования возраста в ходе развивающей работы.
3. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те ли иные затруднения в процессе музыкальной деятельности. Основной задачей для воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными конкретному ребенку способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.
4. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, в целом всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ.
5. Принцип систематичности, последовательности и взаимодополняемости в организации самостоятельной детской музыкальной деятельности, предполагающий систематическую работу по развитию музыкальной деятельности дошкольников, постепенное усложнение задач развития музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемых форм, средств и методов работы. Этот принцип означает и взаимодополняемость усилий, которые прикладывают воспитатель и музыкальный педагог в развитии самостоятельной музыкальной деятельности воспитанников.
На первом этапе формирующего эксперимента мы реализовывали первое педагогическое условие – планомерную и систематическую работу по формированию музыкальных способностей посредствам музыкально-дидактических игр, которые мы включили в ход проведения 2-х музыкально-дидактических игр.
Первая музыкально-дидактическая игра, которую мы предлагали детям, называлась «Найди друга».
Цель: формировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр, учить понимать и слышать рифму, ритм слов, самостоятельно придумывать рифмы к словам; учить перемещаться и ориентироваться в пространстве.
Мы предлагали каждому ребенку назвать свое имя, придумав к нему рифму. Следующий за ним ребенок в кругу должен был повторить имена предыдущих детей и добавить свое имя и т.д.
После того, как все дети представились, им предлагалось выделить в своем имени первую букву. У одних детей буква пела и тянулась – это гласная, а у других наоборот. Теперь, чтобы найти себе друга, дети должны были разойтись по группе (Дети перемещались как хотели и в каком хотели темпе), при этом все время произносили первую букву своего имени. Но произнося свою букву дети слушали и те буквы, которые произносили другие дети. Когда они слышали такую же букву, значит нашли себе друга.
Статьи по педагогике:
Методика формирования культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...
Психико-педагогический эксперимент
Слово эксперимент латинского происхождения и в переводе означает опыт, испытание. Психико-педагогический эксперимент обеспечивает наблюдение за изменениями психологических характеристик ребенка в процессе педагогического влияния на него. В отличии от методов, лишь регистрирующих, то что уже существ ...
Исторические сведения
«О, сколько мы много и, в то же время, так мало знаем о золотом делении», говорили мастера. История этого деления поразительна. Американский математик Марк Барр 80 лет назад предложил назвать отношение двух отрезков, образующих «золотое сечение», числом Φ. Буква Φ является первой буквой в ...