Основной источник страха у борцов и пути его преодоления

Страница 1

Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют приемы на локтевой сустав, выполняемые как в борьбе самбо, так и в дзюдо. В соответствии с результатами проведенного нами исследования на их долю приходится около 70% от числа всех приемов, связанных с болевыми ощущениями и проводимых как на тренировочных, так и в соревновательных схватках.

На рис.1 показана адаптация к болевым приемам у спортсменов с высокой (1) и низкой (2) степенью страха. Как видно из него, результативность обеих групп борцов понижается (в большей или меньшей степени) при встречах с соперниками, умеющими проводить болевые приемы. При этом происходит учащение сердцебиений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, увеличение силы сердечных сокращений, расширение периферийных и коронарных сосудов, повышение кровяного давления, усиление потоотделения, увеличение адреналина и сахара в крови, торможение процессов пищеварения и выделения.

страх педагогический интерес борец

Рис.1. Адаптация к болевым приемам у самбистов и дзюдоистов.

Можно выделить три вида страха у борцов-самбистов и дзюдоистов:

страх телесных повреждений, боязнь получения травм. Этот вид страха непосредственно связан с болевыми приемами. Фактические данные свидетельствуют о том, что силы, действующие в виде тяги во время проведения данного приема, нередко приводят к следующим повреждениям: кровоизлияниям, растяжениям и разрывам мышц, сухожилий, связок, вывихам и переломам костей (чрезмыщелковому, локтевого отростка, надмыщелковому, локтевой или лучевой головки);

страх испытания боли. Оценить это очень трудно, поскольку любая боль - чрезвычайно субъективное ощущение. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в способности ее терпеть. Причем наибольший порог болевых ощущений имеют те, кому нравятся борьба самбо и дзюдо;

страх агрессии. Суть его заключается в том, что борцы боятся нанести повреждения своим соперникам. Они, как правило, предпочитают борьбу в стойке, а не в партере (т.е. там, где обычно и проводятся болевые приемы). Однако это не спасает их от соперников, специализирующихся на выполнении данных технических действий.

В связи с отмеченным обучение болевым приемам - сложная педагогическая задача. Положение усугубляется тем, что эти технические действия относятся к числу наиболее сложных. Так, например, болевой прием на локтевой сустав включает в себя четыре элемента: занятие исходного положения, разрыв захвата, разгибание руки и заключительное действие, ведущее к болевому ощущению.

Одна из задач настоящего исследования заключалась в определении временных и силовых характеристик болевого приема на локтевой сустав. В итоге были выявлены очень важные его особенности, не известные ранее специалистам. Одна из них состоит в том, что параметры данного технического действия находятся в обратной зависимости от скорости разгибания руки. Так, если прием проводится быстро, то заключительная нагрузка может быть в три раза меньшей по сравнению с медленным его проведением. Отмеченное служит одной из причин травматизма борцов.

Другая особенность состоит в наличии определенной связи между временем проведения действия и уровнем нагрузки, достаточной для того, чтобы противник подал сигнал о сдаче. Связь эта также обратно пропорциональная.

Установлено, что во время разгибания руки в локтевом суставе наибольшие усилия необходимо прикладывать при перпендикулярном расположении плечевой кости и костей предплечья. Если в начальный момент проведения третьего элемента болевого приема нижний борец "сопротивляется" с усилием, равным 26 дан (имеются в виду борцы средней весовой категории), а прекращают - при нагрузке в 16 дан, то максимальное усилие равняется примерно 37 дан.

Характер изменения нагрузки, необходимой для разгибания руки девушек, занимающихся борьбой, аналогичен описанному выше. Однако соотношение прикладываемых усилий равно примерно 1,2-1,4.

В процессе исследования получены некоторые анатомо-физиологические параметры биокинематических звеньев руки: локтевого сустава (самого слабого звена руки), мышц плеча, кровообращения, локтевой кости. Эти данные позволяют говорить о том, что есть два пути избежания травм и уменьшения величины страха у борцов. Первый связан с отработкой лишь первых двух элементов болевого приема на локтевой сустав. Второй путь - с использованием в процессе тренировок специальных технических устройств. Все это позволяет охватить весь комплекс действий, совершаемых спортсменами во время соревновательных схваток.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Выявление сформированности представлений о множестве у детей четвертого года жизни
Цель: выявить сформированность представлений о множестве у детей четвертого года жизни. Задачи: 1. Подобрать и описать методики по изучению формирования представлений о множестве у детей четвертого года жизни. 2. Изучить представления о множестве у детей четвертого года жизни. 3. Сравнить, проанали ...

Страх и интерес с позиции педагогической науки
Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, ...

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru