Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют приемы на локтевой сустав, выполняемые как в борьбе самбо, так и в дзюдо. В соответствии с результатами проведенного нами исследования на их долю приходится около 70% от числа всех приемов, связанных с болевыми ощущениями и проводимых как на тренировочных, так и в соревновательных схватках.
На рис.1 показана адаптация к болевым приемам у спортсменов с высокой (1) и низкой (2) степенью страха. Как видно из него, результативность обеих групп борцов понижается (в большей или меньшей степени) при встречах с соперниками, умеющими проводить болевые приемы. При этом происходит учащение сердцебиений, сужение кровеносных сосудов в органах брюшной полости, увеличение силы сердечных сокращений, расширение периферийных и коронарных сосудов, повышение кровяного давления, усиление потоотделения, увеличение адреналина и сахара в крови, торможение процессов пищеварения и выделения.
страх педагогический интерес борец
Рис.1. Адаптация к болевым приемам у самбистов и дзюдоистов.
Можно выделить три вида страха у борцов-самбистов и дзюдоистов:
страх телесных повреждений, боязнь получения травм. Этот вид страха непосредственно связан с болевыми приемами. Фактические данные свидетельствуют о том, что силы, действующие в виде тяги во время проведения данного приема, нередко приводят к следующим повреждениям: кровоизлияниям, растяжениям и разрывам мышц, сухожилий, связок, вывихам и переломам костей (чрезмыщелковому, локтевого отростка, надмыщелковому, локтевой или лучевой головки);
страх испытания боли. Оценить это очень трудно, поскольку любая боль - чрезвычайно субъективное ощущение. Кроме того, существуют значительные индивидуальные различия в способности ее терпеть. Причем наибольший порог болевых ощущений имеют те, кому нравятся борьба самбо и дзюдо;
страх агрессии. Суть его заключается в том, что борцы боятся нанести повреждения своим соперникам. Они, как правило, предпочитают борьбу в стойке, а не в партере (т.е. там, где обычно и проводятся болевые приемы). Однако это не спасает их от соперников, специализирующихся на выполнении данных технических действий.
В связи с отмеченным обучение болевым приемам - сложная педагогическая задача. Положение усугубляется тем, что эти технические действия относятся к числу наиболее сложных. Так, например, болевой прием на локтевой сустав включает в себя четыре элемента: занятие исходного положения, разрыв захвата, разгибание руки и заключительное действие, ведущее к болевому ощущению.
Одна из задач настоящего исследования заключалась в определении временных и силовых характеристик болевого приема на локтевой сустав. В итоге были выявлены очень важные его особенности, не известные ранее специалистам. Одна из них состоит в том, что параметры данного технического действия находятся в обратной зависимости от скорости разгибания руки. Так, если прием проводится быстро, то заключительная нагрузка может быть в три раза меньшей по сравнению с медленным его проведением. Отмеченное служит одной из причин травматизма борцов.
Другая особенность состоит в наличии определенной связи между временем проведения действия и уровнем нагрузки, достаточной для того, чтобы противник подал сигнал о сдаче. Связь эта также обратно пропорциональная.
Установлено, что во время разгибания руки в локтевом суставе наибольшие усилия необходимо прикладывать при перпендикулярном расположении плечевой кости и костей предплечья. Если в начальный момент проведения третьего элемента болевого приема нижний борец "сопротивляется" с усилием, равным 26 дан (имеются в виду борцы средней весовой категории), а прекращают - при нагрузке в 16 дан, то максимальное усилие равняется примерно 37 дан.
Характер изменения нагрузки, необходимой для разгибания руки девушек, занимающихся борьбой, аналогичен описанному выше. Однако соотношение прикладываемых усилий равно примерно 1,2-1,4.
В процессе исследования получены некоторые анатомо-физиологические параметры биокинематических звеньев руки: локтевого сустава (самого слабого звена руки), мышц плеча, кровообращения, локтевой кости. Эти данные позволяют говорить о том, что есть два пути избежания травм и уменьшения величины страха у борцов. Первый связан с отработкой лишь первых двух элементов болевого приема на локтевой сустав. Второй путь - с использованием в процессе тренировок специальных технических устройств. Все это позволяет охватить весь комплекс действий, совершаемых спортсменами во время соревновательных схваток.
Статьи по педагогике:
Изучение состояния воображения у дошкольников с
нарушением слуха
Характеристика испытуемых: в эксперименте приняло участие 40 старших дошкольников. Из них 20 детей с нарушением слуха – воспитанники СДУ № . Они вошли в ЭГ (экспериментальную группу). Их 20 нормально слышащих сверстников составили КГ (контрольную группу). Цель констатирующего эксперимента – выявлен ...
Характеристики
обучаемости и внушаемости
Понятие «обучаемость» было раскрыто Б.Г. Ананьевым и определялось как восприимчивость ребенка к обучению, как сложное явление, которое в значительной мере обусловлено развитием второй сигнальной системы. Н.А. Менчинская характеризовала обучаемость «как способность к усвоению знаний и способов учебн ...
В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...