Система текущей проверки знаний учащихся

Страница 1

Значительное внимание системе текущей проверки знаний уделял Е.И. Перовский. По его мнению, большое значение для качественного осуществления функций текущей проверки знаний имеет система этой проверки. Именно от нее зависит, будут ли знания учащихся проверяться в системе, в которой они даны в учебной программе и учебнике, а, следовательно, будет ли повторительная функция проверки достаточно полно использована для систематизации и обобщения усваиваемого учащимися учебного материала, что очень важно для успеха обучения.

Стоит отметить, что вопрос о системе текущей проверки знаний довольно слабо освещен в литературе. Как правило, о ней говорят, лишь перечисляя звенья всей системы проверки знаний. При этом по данному вопросу существует несколько мнений. Лишь одно звено этой системы — проверка повседневная — признается всеми. Все остальное у разных авторов выглядит по-разному, а у некоторых из них вся система ограничивается только одним этим звеном.

Как пишет Е.И. Перовский в своей работе «Проверка знаний учащихся в средней школе», очень важно проверять качество отдельных знаний, усваиваемых учащимися. Но ведь эти знания усваиваются учениками не изолированно друг от друга, а в определенных связях, в определенной системе, указанной программой и учебником. Каждое знание есть элемент системы знаний, и только в этой системе оно и может быть по-настоящему понято. Поэтому и проверять знания необходимо не только каждое в отдельности, но и в их логической системе, которая представлена в программе и учебнике расположением материала по темам.

Этого, к сожалению, нельзя сделать с помощью только той проверки, которая повседневно осуществляется на уроках. Хотя в ней можно при каждом случае проверять знания в их связях, однако эти связи нельзя здесь выстроить в единую систему в рамках целой темы. Нельзя этого сделать и проверкой знаний в конце учебной четверти, поскольку программный материал, изучаемый в четверти, обычно не представляет собой целостной системы.

Для проверки знаний в их системе нужны некоторые особые звенья текущей проверки, с помощью которых проверяемые знания представлялись бы учащимся в целостной логической системе, а проверка одновременно становилась бы систематизирующим и обобщающим повторением в рамках данной темы или в пределах важнейшего материала из предыдущего этапа обучения.

Всем сказанным и определяются требования к системе текущей проверки знаний.

Первым ее звеном должна стать проверка знаний учащихся в самом начале учебного года. По каждому учебному предмету учитель, прежде чем начинать новый курс, проверяет, насколько учащиеся знают: а) те элементы предшествующего курса, которые особенно важны для успешного усвоения нового курса по данному предмету, и б) все наиболее важные элементы курса предыдущего года. Но обычно это выглядит так, что сначала материал повторяется, а потом проверяется. В этом случае учитель, намечая материал для повторения, учитывает свои прошлогодние представления о знаниях учащихся, которые могут оказаться неточными. Если же учитель не имел дела с данными учащимися в предыдущем учебном году, у него и таких представлений нет.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Система повторения пройденного и справочные материалы учебников и учебных пособий
Регулярность повторения – необходимое условие организации учебного процесса. Действующие учебники обеспечивают реализацию этой задачи. В них включены специальные разделы, содержащие материалы для повторения, изученного на разных этапах процесса обучения: в начале учебного года, в начале изучения ка ...

Из опыта работы интеграции детей с нарушенным слухом
В настоящее время одном из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех ст ...

Проектирование и организация индивидуальных занятий по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА
В соответствии с данными диагностического исследования, была спланирована и проведена работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА. Обучение навыку предполагает целенаправленное формирование мотивационных, ориентировачно-операционных и регуляционных компонентов деятельности. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru