Система текущей проверки знаний учащихся

Страница 3

Если тема невелика и знание ее будет проверяться только устно, то тематическая проверка может занять лишь часть урока. При более значительной теме, но проверяемой тоже лишь устно, на тематическую проверку отводится целый урок, а если тема обширная и проверяется не только устно, но и письменно, то и два урока. При этом письменная проверка может или следовать за устной, или предшествовать ей, в зависимости от содержания темы.

Следует ли готовить учащихся к тематической проверке, предлагая им заранее повторить всю тему? С одной стороны, как будто следует: во-первых, учащиеся будут лучше отвечать, а во-вторых, они в этом случае дважды повторят материал — один раз дома, готовясь к проверке, а другой раз в классе, на уроке, слушая ответы своих товарищей. А двойное повторение, конечно, даст лучший результат. Поэтому большинство учителей, применяющих тематическую проверку, дают учащимся задание или повторить весь материал по теме вообще, или повторить его по тем вопросам, по которым их будут спрашивать. В последнем случае эти вопросы сообщаются ученикам заранее.

Но, с другой стороны, учителю важнее выяснить результат усвоения учащимися знаний по данной теме, как он определился общим ходом его учебной работы, а не как он получился вследствие специальной дополнительной подготовки учащихся по теме. В последнем случае учитель и ученики получат неправильное представление об уровне своих достижений. Особенно важно иметь в виду то, что при специальной подготовке учитель никак не сможет установить прочность усвоения учащимися знаний. Однако эту прочность очень важно проверять и укреплять при каждом подходящем случае. Как уже указывалось, только ответ ученика без специальной к тому подготовки может свидетельствовать о прочности усвоения излагаемых им знаний: хорошо ответил — значит прочно усвоил; плохо ответил — значит плохо усвоил. Если же ученик хорошо ответил на какой-то вопрос после специального повторения соответствующего материала, то это ничего не говорит о прочности усвоения учеником определенных знаний. Он мог и плохо их помнить, но повторил достаточно хорошо перед проверкой — и ответил вполне удовлетворительно.

И еще одна особенность говорит против того, чтобы перед тематической проверкой знаний специально давать учащимся задание — повторить весь материал темы. Может случиться, что в одном и том же классе сразу у двух (а иногда, может быть, даже у трех) учителей закончится изучение очередной темы и, стало быть, сразу встанет необходимость одновременно задать ученикам для повторения материал по темам двух-трех разных предметов, что вызовет перегрузку учеников. И рассредоточить эту проверку во времени будет очень трудно, так как, если изучение какой-то темы окончено, проверка знаний по ней должна производиться на следующем же уроке, еще до того, как учитель перейдет к работе над новой темой.

Все это говорит о том, что целесообразнее проводить тематическую проверку без специальной подготовки к ней и, следовательно, без того, чтобы заранее сообщать учащимся вопросы, по которым их будут спрашивать. Здесь вполне достаточно ограничиться указанием того, на что главным образом будет обращено внимание при проверке. Лишь в начале осуществления тематической проверки можно посоветовать учащимся повторить то, что в свое время было плохо выучено. С точки зрения нагрузки это, конечно, совсем не то, что обязать всех учеников повторить по теме все. Здесь никакой опасности перегрузки нет даже для тех учеников, к которым этот совет учителя будет иметь прямое отношение. В дальнейшем нужда и в этом совете отпадет. Когда учащиеся привыкнут к тематической проверке, они сами будут делать вывод: если тема пройдена, по ней будет проверка, а если будет проверка, надо повторить слабо усвоенное.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Роль учебной отметки
В профессиональной деятельности учителя можно обнаружить уникальное явление, когда один из способов стимулирования учебной деятельности учащихся может рассматриваться как поощрение или наказание – это учебная отметка. По большому счету, отметка является не поощрением или наказанием, а мерилом знани ...

Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...

Из опыта работы учителей начальной школы по формированию и развитию коммуникативной компетенции
Учителя начальных классов для вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс используют различные методы и приемы формирования коммуникативной компетенции. В предыдущих пунктах нашей работы мы рассмотрели понятия компетентности и коммуникации, этапы и особенности формирования коммуник ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru