Система текущей проверки знаний учащихся

Страница 4

На первых порах проведения тематической устной проверки надо предупреждать учащихся, что отвечать на вопросы они должны кратко — излагать лишь самое существенное (на каждый ответ отводится 2—3—4 мин.). В дальнейшем нужда в этом предупреждении опять-таки отпадет.

Каждый ученик, как правило, отвечает на один вопрос, причем в первую очередь опрашиваются те ученики, знания которых по данной теме еще не проверялись. Это в большой мере способствует тому, что хотя бы по каждой крупной теме программы можно проверить знания всех или почти всех учащихся класса.

В случае наличия значительных ошибок в ответе ученика учитель предлагает кому-нибудь из учащихся внести исправления в ответ.

Для ответа на последний вопрос, требующий, как указывалось, относительно более широкого обобщения материала темы, желательно вызывать кого-либо из лучших учеников. Это нужно для того, чтобы необходимое обобщение было сделано более правильно и отчетливо (отвечать на все другие вопросы учитель вызывает учащихся различной успеваемости). Ответы учащихся оцениваются тем или иным образом.

В конце проверки учитель кратко характеризует выявившееся состояние знаний учащихся по теме и делает главный вывод из материала темы.

Некоторые учителя проводят тематическую проверку в форме устных докладов учащихся. Программная тема разбивается на две или три части, и каждая часть формулируется как тема для доклада. Докладчики из учащихся выбираются или заранее, или перед самым докладом, чтобы побудить всех учащихся активнее готовиться к нему. В первом случае от докладчиков требуется план или даже тезисы доклада, которые учитель заранее просматривает и по которым он консультирует докладчиков. Во втором случае учитель ограничивается только указанием, чтобы каждый учащийся, готовясь по темам намеченных докладов, составил бы для себя план каждого доклада,— ведь докладчиком может оказаться любой учащийся.

При выборе докладчиков заранее учителя иногда поручают подготовить доклад на ту или иную тему не одному, а нескольким учащимся; каждый из них готовится, пишет план или тезисы; учитель просматривает эти планы или тезисы и, исходя из их качества, отбирает лучший доклад, который потом и заслушивается в классе. Таким образом, хотя всего готовится по двум-трем намеченным темам 8—10—15 человек, с докладами выступают только двое-трое.

По каждому докладу учащиеся-слушатели задают докладчику вопросы, выступают с критическими замечаниями (по собственной инициативе и по предложению учителя). Все это по каждому докладу завершается заключительным словом докладчика и резюме учителя, который указывает достоинства и недостатки доклада и всех более или менее существенных выступлений учащихся по докладу и дает им оценку.

Такая форма тематической проверки активизирует учащихся, и они с большим интересом участвуют в ней. Но она предполагает большую предварительную подготовку учащихся к ней, что сильно загружает их и делает данную форму менее показательной в отношении проверки прочности знаний. Но изредка прибегать к такой форме тематической проверки полезно, но только в старших классах.

По тем предметам, курсы которых ясно разделяются на отделы, объединяющие несколько тесно связанных между собою тем, четвертым звеном текущей проверки должна стать проверка знаний учащихся по целому отделу курса. Специфика и ценность этого звена текущей проверки аналогична предыдущему. Поэтому схожа и методика проведения. Из каждой темы берется для проверки самое основное (2-3-4 вопроса), проверяется также понимание связей между важнейшими явлениями, изученными в разных темах данного раздела. Последовательность вопросов определяется той системой обобщений, к которой учитель хочет подвести учащихся. Проверка обязательно проводится не только устно, но и письменно, и по времени она может занять два урока.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Эмоциональное воспитание
Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, ее отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции. Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять ...

Особенности адаптации студентов первого курса к условиям обучения в РостГМУ, постоянно проживающих в Ростовской области и Республике Северокавказского региона
Начало обучения в ВУЗе у большинства абитуриентов является периодом формирования адаптационно-компенсаторных механизмов функциональных систем к новым условиям. Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный процесс, сопровождающийся значительным напря ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru