Существуют разные трактовки понятия "страх". Ряд авторов под ним понимают чувство (чувство зависимости или потери). Страх следует рассматривать не только на уровне чувств, но и разума человека.
Авторами "Философского энциклопедического словаря" страх трактуется как "отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.)".
Определяя роль страха в структуре духовного мира человека, отметим, что более эмоциональным является состояние ужаса человека. Кроме того, следует различать тревогу и испуг. Эти эмоции также определенным образом связаны со страхом.
Тревога - испуг - страх. По такой цепочке растет сила эмоций. Причем все они рассматриваются на уровне рационального и иррационального. Иное дело в отношении ужаса, не поддающегося контролю со стороны разума человека. Эмоция может, если только не прекратиться опасность, привести к деградации личности и разрушению организма.
Страх, в отличии от ужаса, является той крайней эмоцией, которая способна активизировать деятельность человека, придать ему новые силы для сохранения своей жизни и ее улучшения.
Страх является важным компонентом духовной структуры человека, его умственного развития. Кроме активизирующей он имеет еще две функции - сигнализирующую и оценочную. Страх сигнализирует человеку о наличии опасности. И если этот сигнал воспринят, то далее идет оценка ситуации, после чего человек или активизируется в своих действиях, или же, наоборот, делается пассивным.
Педагогическая наука страху и стрессу уделяет достаточное внимание. Особенно это касается подготовки спортсменов высокого класса. В некоторой степени это относится и к высшей школе. Источниками страха здесь являются: экзамены (ситуативный страх), требовательность преподавателей (актуальный страх), уровень культуры (константный страх).
В "Психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности".
Существует несколько функций страха:
· оценочная (позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного или самодостаточности его качества для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум);
· сигнализирующая (определяет пути аналитической работы отражательного механизма по фильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени их значимости для человека);
· регулирующая (заключается в мобилизации отражательных ресурсов на наиболее угрожающих участках);
· эвристическая (связана с освобождением человека от сраха)
Как можно понять из приведенного материала, страх играет особую роль в жизни любого человека, имея определенную связь с интересом.
Под интересами следует понимать особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.
Любой интерес тесно связан с мотивом, под котором понимается, в свою очередь "побудительная причина, повод к какому-нибудь действию".
Интерес, как понятие (категория) тесно связан с потребностями человека.
Статьи по педагогике:
Психологические особенности детей дошкольного возраста
К старшему дошкольному возрасту перестраивается вся психическая жизнь ребенка и его отношение к окружающему миру. Суть этой перестройки заключается в том, что в дошкольном возрасте возникает внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения, становление которых связано с целым рядом нов ...
Самопознание в выборе профессии
Самопознание – одно из необходимых условий осуществления личностного подхода к выбору профессии. Познание самого себя идет через сравнение себя с другими людьми, путем осознания своих возможностей, достижений и сравнения их с успехами и достижениями окружающих людей. Познавая себя, мы одновременно ...
Анализ методики изучения эмоциональных реакций
дошкольников
1. Наблюдения над проявлением у ребенка удовольствия и неудовольствия. Понаблюдайте, в каких формах проявляется удовольствие и неудовольствие у новорожденных детей. Отметьте, когда появляется у ребенка первая улыбка как выражение удовольствия, и первое нахмуривание бровей как выражение неудовольств ...