Правомерность использования страха и интереса в педагогической практике

Образование и воспитание » Правомерность использования страха и интереса в педагогической практике

Существуют разные трактовки понятия "страх". Ряд авторов под ним понимают чувство (чувство зависимости или потери). Страх следует рассматривать не только на уровне чувств, но и разума человека.

Авторами "Философского энциклопедического словаря" страх трактуется как "отрицательная эмоция, возникающая в результате реальной или воображаемой опасности, угрожающей жизни организма, личности, защищающим ею ценностям (идеалам, целям, принципам и т.п.)".

Определяя роль страха в структуре духовного мира человека, отметим, что более эмоциональным является состояние ужаса человека. Кроме того, следует различать тревогу и испуг. Эти эмоции также определенным образом связаны со страхом.

Тревога - испуг - страх. По такой цепочке растет сила эмоций. Причем все они рассматриваются на уровне рационального и иррационального. Иное дело в отношении ужаса, не поддающегося контролю со стороны разума человека. Эмоция может, если только не прекратиться опасность, привести к деградации личности и разрушению организма.

Страх, в отличии от ужаса, является той крайней эмоцией, которая способна активизировать деятельность человека, придать ему новые силы для сохранения своей жизни и ее улучшения.

Страх является важным компонентом духовной структуры человека, его умственного развития. Кроме активизирующей он имеет еще две функции - сигнализирующую и оценочную. Страх сигнализирует человеку о наличии опасности. И если этот сигнал воспринят, то далее идет оценка ситуации, после чего человек или активизируется в своих действиях, или же, наоборот, делается пассивным.

Педагогическая наука страху и стрессу уделяет достаточное внимание. Особенно это касается подготовки спортсменов высокого класса. В некоторой степени это относится и к высшей школе. Источниками страха здесь являются: экзамены (ситуативный страх), требовательность преподавателей (актуальный страх), уровень культуры (константный страх).

В "Психологическом словаре" страх трактуется как "эмоция, возникающая в ситуации угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или мнимой опасности".

Существует несколько функций страха:

· оценочная (позволяет человеку определить меру своей зависимости от иного или самодостаточности его качества для осуществления активной экспансии этого качества на окружающий социум);

· сигнализирующая (определяет пути аналитической работы отражательного механизма по фильтрации отраженных вариантов ситуации страха в зависимости от степени их значимости для человека);

· регулирующая (заключается в мобилизации отражательных ресурсов на наиболее угрожающих участках);

· эвристическая (связана с освобождением человека от сраха)

Как можно понять из приведенного материала, страх играет особую роль в жизни любого человека, имея определенную связь с интересом.

Под интересами следует понимать особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять.

Любой интерес тесно связан с мотивом, под котором понимается, в свою очередь "побудительная причина, повод к какому-нибудь действию".

Интерес, как понятие (категория) тесно связан с потребностями человека.

Статьи по педагогике:

Фундаментальные эмоции и их комплексы
Эмоция называется фундаментальной, если она имеет специфический внутренне детерминированный нервный субстрат, внешне выражается особыми мимическими или нервно-мышечными средствами и обладает особым субъективным переживанием - феноменологическим качеством. Фундаментальные эмоции являются важными в ж ...

Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...

Опыт музыкального воспитания в нашей стране и за рубежом
В настоящее время имеется определенный педагогический опыт использования музыки не только в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими нарушения слуха, в специальных дошкольных и школьных учреждениях, но и при их индивидуальном обучении по программам детской музыкальной школы. Педагогически ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru