Страх и интерес с позиции педагогической науки

Страница 1

Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, - это единственное препятствие страстям своих вождей.

Положительная значимость страха заключается в мобилизации сил на борьбу с его источником. И здесь речь должна идти о сознательном осмыслении человеком страха. На сознательном уровне страх сигнализирует о необходимости преодоления дисгармонии между природой и обществом, между человеком и отчужденными от него, а посему ставшими "иррациональными" социальными силами. И все это необходимо учитывать в любом педагогическом процессе, движущей силой которого является "противоречие между выдвинутым требованием и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению". По нашему мнению, за всем этим обязательно "лежит" и страх, и интерес (их оптимальное сочетание). Это тоже необходимо учитывать в своей повседневной деятельности педагогам - практикам, без которых немыслим педагогический процесс (в спортивной школе, университете физической культуры и т.д.

Страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов, их обучения и воспитания. При этом важно определенное сочетание того и другого.

Выделяют две группы методов:

· Метод обучения: организация учебно-познавательной деятельности, ее стимулирование и мотивация, контроль и самоконтроль в организации обучения.;

· Метод воспитания, которые включают в себя: формирование сознания личности, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование деятельности и поведения.

Все эти методы по большому счету связаны или со страхом, или с интересом.

Особенностью "методов" страха и интереса является их "проникновение в человека (до самых глубин его психики).

В педагогике страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов (в том числе и борцов). Объясняется это тем, что существует возможность управлять данными чувствами, изменять сочетание страха и интереса (в пользу последнего). Или же, наоборот, "нагонять" страх, если это необходимо для достижения нужного результата.

Человек понимает и чувствует больше, чем то может сообщить конкретная ситуация.

Субъекты педагогического процесса имеют свои образы страха (свои эмоции), определенным образом сочетающиеся с интересом к своей деятельности. Немаловажную роль в этом сочетании играет "развлечние" как важная сторона педагогического общения (его культуры).

Человек может испытывать страх, "прокачивая" различные варианты своих действий (будущих или уже осуществленных в прошлом). Отмечанное прежде всего касается студентов вузов, которые в большинстве своем стремятся стать творческими личностями. Искусство преподавателя при этом, как уже отмечалось, заключается в умении поддерживать оптимальное сочетание страха и интереса в процессе педагогического общения.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Логопедия на современном этапе развития
Логопедия – это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» п ...

Практическая сущность УМК
Исходя из принципа модульности, УМК должен делиться на модули, то есть модуль – структурная единица УМК. Он служит для выделения границ частей учебного материала. В совокупности эти части составляют упорядоченную структуру, которая способствует последовательному усвоению материала с промежуточным к ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru