Страх проявляет себя и через физиологические изменения, происходящие в организме человека. Всякий человек, которому нечего бояться вскоре становится злым; тот, кто думает, что он ни в ком не нуждается, воображает, что сможет спокойно предаваться всем склонностям своего сердца. Таким образом, страх, - это единственное препятствие страстям своих вождей.
Положительная значимость страха заключается в мобилизации сил на борьбу с его источником. И здесь речь должна идти о сознательном осмыслении человеком страха. На сознательном уровне страх сигнализирует о необходимости преодоления дисгармонии между природой и обществом, между человеком и отчужденными от него, а посему ставшими "иррациональными" социальными силами. И все это необходимо учитывать в любом педагогическом процессе, движущей силой которого является "противоречие между выдвинутым требованием и реальными возможностями воспитуемых по их выполнению". По нашему мнению, за всем этим обязательно "лежит" и страх, и интерес (их оптимальное сочетание). Это тоже необходимо учитывать в своей повседневной деятельности педагогам - практикам, без которых немыслим педагогический процесс (в спортивной школе, университете физической культуры и т.д.
Страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов, их обучения и воспитания. При этом важно определенное сочетание того и другого.
Выделяют две группы методов:
· Метод обучения: организация учебно-познавательной деятельности, ее стимулирование и мотивация, контроль и самоконтроль в организации обучения.;
· Метод воспитания, которые включают в себя: формирование сознания личности, организацию деятельности и формирование опыта общественного поведения, стимулирование деятельности и поведения.
Все эти методы по большому счету связаны или со страхом, или с интересом.
Особенностью "методов" страха и интереса является их "проникновение в человека (до самых глубин его психики).
В педагогике страх и интерес являются важнейшими методами подготовки специалистов (в том числе и борцов). Объясняется это тем, что существует возможность управлять данными чувствами, изменять сочетание страха и интереса (в пользу последнего). Или же, наоборот, "нагонять" страх, если это необходимо для достижения нужного результата.
Человек понимает и чувствует больше, чем то может сообщить конкретная ситуация.
Субъекты педагогического процесса имеют свои образы страха (свои эмоции), определенным образом сочетающиеся с интересом к своей деятельности. Немаловажную роль в этом сочетании играет "развлечние" как важная сторона педагогического общения (его культуры).
Человек может испытывать страх, "прокачивая" различные варианты своих действий (будущих или уже осуществленных в прошлом). Отмечанное прежде всего касается студентов вузов, которые в большинстве своем стремятся стать творческими личностями. Искусство преподавателя при этом, как уже отмечалось, заключается в умении поддерживать оптимальное сочетание страха и интереса в процессе педагогического общения.
Статьи по педагогике:
Особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего
дошкольного возраста
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...
Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при
патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...
Аспекты речевого развития детей
На современном этапе созданы разнообразные программы по развитию речи детей в дошкольном возрасте: · «Типовая программа воспитания и обучения в детском саду» (1983-1984 гг.) – основа разработки современного содержания обучения. · «Программа воспитания и обучения в детском саду» (Под ред. М.А. Васил ...