Впервые в теории и практике спортивной борьбы созданы и экспериментально апробированы следующие тренажеры, предназначенные для отработки болевых приемов на локтевой сустав.
Первый тренажер состоит из рамы, имитирующей тело человека и его руку, пружины и индикатора. Такая конструкция технического устройства позволяет не только совершенствовать мастерство проведения болевого приема на локтевой сустав, но и осуществлять контроль за своими действиями.
Второе тренажерное устройство состоит из механического "плеча" и "предплечья", соединенных между собой двумя подшипниками. Прикрепленный с помощью эластичного бинта к руке борца, тренажер способствует отработке приема без боязни нанесения травмы сопернику. Объясняется это наличием специального ограничителя, не позволяющего руке разгибаться в локтевом суставе более чем на сто восемьдесят градусов.
Третий тренажер более сложен. Он содержит тяговый орган, электродвигатель, блок измерения и индикации усилий, блок задания силовых программ и узел приложения усилий, выполненный в виде механической руки, состоящей из предплечья, плеча и части туловища, соединенных локтевым и плечевым суставами, причем локтевой сустав связан с валом двигателя, а плечевой - с валом тормозной муфты. При нормальном завершении приема блок индикации обеспечивает загорание зеленой сигнальной лампы. При слишком большой конечной нагрузке загорается красная лампа. К блоку индикации кроме того подключены электросекундомер и прибор с цифровым указателем усилий в зоне болевого приема.
Рис.2. Сочетание страха (С) и интереса (И) у начинающих борцов: П - пик рассогласования "С" и "И"
Сконструированные нами тренажерные устройства позволяют повысить эффективность обучения борцов проведению третьего и четвертого элементов болевого приема на локтевой сустав, а также ускорить достижение высокого спортивного мастерства и ликвидировать психологический барьер, определяемый страхом борцов.
Все это было выявлено в результате 6-месячного эксперимента, в котором приняли участие спортсмены 18-22 лет, занимающиеся борьбой первый год. Они были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. Тренировки проводились шесть раз в неделю по одному и тому же плану. Однако борцы одной из групп использовали в процессе занятий тренажерные устройства для отработки болевых приемов, а другие такой возможности не имели.
Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что названные тренажерные устройства могут применяться на всех этапах овладения техникой борьбы, но наиболее эффективны они в период начального обучения спортсменов.
Особое внимание в процессе эксперимента обращалось на идентичность тренировок борцов контрольной и экспериментальной групп. До эксперимента они тренировались совместно в течение 1,5 месяца. Это было необходимо для того, чтобы к началу эксперимента спортсмены прошли "пик негативного рассогласования" страха и интереса в основном за счет ухода с ковра ряда начинающих борцов (рис.2).
Отработка болевых приемов на локтевой сустав осуществлялась сначала по отдельным элементам, но в обратной последовательности: нагружение выпрямленной руки до болевого ощущения, разгибание руки, разрыв захвата и занятие исходного положения. Последующие тренировки включали в себя отработку одно-, двух-, трех - и четырехэлементных приемов (со сцепленными и расцепленными ногами атакующего борца).
В процессе эксперимента условия отработки постоянно усложнялись. При этом особое внимание уделялось проведению болевых приемов на фоне утомления и в условиях соревнований.
Тренировочный процесс строился и таким образом. Болевой прием отрабатывался раздельно отдельными частями тела (руками, туловищем, ногами); как техническое действие, совершаемое только в партере; со стойки (сбивание или с прыжка на выпрямленную руку). Все это опять-таки повторялось без наличия и на фоне утомления. О степени утомления судили по его внешним и внутренним признакам.
За время эксперимента борцы каждой группы для совершенствования своего мастерства дважды встречались со спортсменами более высокой подготовленности (с точки зрения проведения
Классификация приемов, связанных с болевыми ощущениями
Характер действий |
Место ощущения боли | ||||||||
Нога |
Рука |
Шея | |||||||
голеностопный сустав |
икроножная мышца |
коленный сустав |
мышцы бедра |
тазобед - ренный сустав |
предплечье |
локтевой сустав |
плечевой сустав | ||
Ущемление (зажимание) |
1 |
2-3 |
9 |
17-23 | |||||
Разгибание |
4 |
10 |
11-14 | ||||||
Скручивание |
6-8 |
15-16 | |||||||
Растяжение |
5 | ||||||||
Затягивание |
24-27 |
Статьи по педагогике:
Игровые приемы контроля знаний по МХК как педагогический
механизм
Исходя из опыта педагогов-практиков, следует заметить, что прежде чем проводить текущий или итоговый контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверять только те знания и умения учащихс ...
Развитие дистанционного обучения в РБ
Анализ состояния системы дистанционного обучения (ДО) в Республике Беларусь, позволяет выявить, что в ряде учреждений образования Республики Беларусь (Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Белорусский национал ...
Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте
Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей: 1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью. 2-й – преддошкольный э ...