Основной источник страха у борцов и пути его преодоления

Страница 2

Впервые в теории и практике спортивной борьбы созданы и экспериментально апробированы следующие тренажеры, предназначенные для отработки болевых приемов на локтевой сустав.

Первый тренажер состоит из рамы, имитирующей тело человека и его руку, пружины и индикатора. Такая конструкция технического устройства позволяет не только совершенствовать мастерство проведения болевого приема на локтевой сустав, но и осуществлять контроль за своими действиями.

Второе тренажерное устройство состоит из механического "плеча" и "предплечья", соединенных между собой двумя подшипниками. Прикрепленный с помощью эластичного бинта к руке борца, тренажер способствует отработке приема без боязни нанесения травмы сопернику. Объясняется это наличием специального ограничителя, не позволяющего руке разгибаться в локтевом суставе более чем на сто восемьдесят градусов.

Третий тренажер более сложен. Он содержит тяговый орган, электродвигатель, блок измерения и индикации усилий, блок задания силовых программ и узел приложения усилий, выполненный в виде механической руки, состоящей из предплечья, плеча и части туловища, соединенных локтевым и плечевым суставами, причем локтевой сустав связан с валом двигателя, а плечевой - с валом тормозной муфты. При нормальном завершении приема блок индикации обеспечивает загорание зеленой сигнальной лампы. При слишком большой конечной нагрузке загорается красная лампа. К блоку индикации кроме того подключены электросекундомер и прибор с цифровым указателем усилий в зоне болевого приема.

Рис.2. Сочетание страха (С) и интереса (И) у начинающих борцов: П - пик рассогласования "С" и "И"

Сконструированные нами тренажерные устройства позволяют повысить эффективность обучения борцов проведению третьего и четвертого элементов болевого приема на локтевой сустав, а также ускорить достижение высокого спортивного мастерства и ликвидировать психологический барьер, определяемый страхом борцов.

Все это было выявлено в результате 6-месячного эксперимента, в котором приняли участие спортсмены 18-22 лет, занимающиеся борьбой первый год. Они были разделены на две группы - экспериментальную и контрольную. Тренировки проводились шесть раз в неделю по одному и тому же плану. Однако борцы одной из групп использовали в процессе занятий тренажерные устройства для отработки болевых приемов, а другие такой возможности не имели.

Результаты эксперимента позволяют сделать вывод о том, что названные тренажерные устройства могут применяться на всех этапах овладения техникой борьбы, но наиболее эффективны они в период начального обучения спортсменов.

Особое внимание в процессе эксперимента обращалось на идентичность тренировок борцов контрольной и экспериментальной групп. До эксперимента они тренировались совместно в течение 1,5 месяца. Это было необходимо для того, чтобы к началу эксперимента спортсмены прошли "пик негативного рассогласования" страха и интереса в основном за счет ухода с ковра ряда начинающих борцов (рис.2).

Отработка болевых приемов на локтевой сустав осуществлялась сначала по отдельным элементам, но в обратной последовательности: нагружение выпрямленной руки до болевого ощущения, разгибание руки, разрыв захвата и занятие исходного положения. Последующие тренировки включали в себя отработку одно-, двух-, трех - и четырехэлементных приемов (со сцепленными и расцепленными ногами атакующего борца).

В процессе эксперимента условия отработки постоянно усложнялись. При этом особое внимание уделялось проведению болевых приемов на фоне утомления и в условиях соревнований.

Тренировочный процесс строился и таким образом. Болевой прием отрабатывался раздельно отдельными частями тела (руками, туловищем, ногами); как техническое действие, совершаемое только в партере; со стойки (сбивание или с прыжка на выпрямленную руку). Все это опять-таки повторялось без наличия и на фоне утомления. О степени утомления судили по его внешним и внутренним признакам.

За время эксперимента борцы каждой группы для совершенствования своего мастерства дважды встречались со спортсменами более высокой подготовленности (с точки зрения проведения

Классификация приемов, связанных с болевыми ощущениями

Характер действий

Место ощущения боли

Нога

Рука

Шея

голеностопный сустав

икроножная мышца

коленный сустав

мышцы бедра

тазобед - ренный сустав

предплечье

локтевой сустав

плечевой сустав

Ущемление (зажимание)

1

2-3

9

17-23

Разгибание

4

10

11-14

Скручивание

6-8

15-16

Растяжение

5

Затягивание

24-27

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Методы обучения: классификации и характеристики
Для оптимального усвоения учащимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель правильно, т.е. методически обоснованно, организовал процесс формирования и управления их усвоением. «Метод обучения» - понятие многоаспектное. В настоящее время в различных учебниках по педагогике и в методических ...

Психолого-педагогическое обоснование исследуемой проблемы
Выбор средств обучения русскому языку, в том числе и средств развития речи школьников, опирается на достижения педагогики, дидактики, которая дает обобщенное понятие процесса обучения (это необходимо учителю). Успешное изучение русского языка невозможно без знания психологии обучаемых. Вот поэтому ...

Система качеств знаний учащихся
Известно, что зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности (оперативности), глубины, объективности контролирования является одной из общих закономерностей дидактического процесса. Для ее практического осуществления необходимо определить понятия, выяснить зав ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru