Анализ теоретической литературы по проблеме исследования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ позволил нам организовать опытно-экспериментальную работу. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №46 г. Ельца Липецкой области. Эксперимент включал в себя три этапа: констатирующий (диагностический), формирующий и контрольный. В нем принимали участие 20 детей среднего дошкольного возраста .
Задачи констатирующего эксперимента:
- выявить уровни сформированной музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр;
- определить критерии и показатели музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр;
- изучить особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр.
На начальном этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос детей среднего дошкольного возраста с целью выяснения отношения к музыкальной деятельности и выявления уровня сформированной интереса к музыкальным занятиям в ДОУ.
Вопросы опроса представлены в приложении № 1.
Проведение опроса помогло выяснить следующее:
1. Отношение детей среднего дошкольного возраста к музыкально-дидактическим играм.
2. Знание различных видов музыкальных занятий.
3. Особенности проявления интереса к музыкально-дидактическим играм у детей среднего дошкольного возраста.
Результаты опроса представлены в таблице №1(см. приложение №1).
Результаты опроса показали, что 60% (12 детей) не предпочитали музыкальную деятельность, не проявляли интереса к музыкально дидактическим играм, постоянно нуждались в помощи взрослого, отдавали предпочтение другим видам деятельности.
30% (6 ребенка) проявляли переменный интерес к музыкальным-дидактическим играм, путали их названия, иногда нуждались в помощи взрослого, предпочитали другие виды деятельности.
10% (2 ребенок) проявляли постоянный интерес к музыкальным-дидактическим играм, знали их названия, отвечали на вопросы не раздумывая, давали четкие однозначные ответы, в помощи взрослого не нуждались.
Далее нами проводился цикл музыкально-дидактических игр, состоящий из 5-ти музыкально-дидактических игр, авторами которых являются В.П. Анисимов
Диагностическая игра №1 «Гармонические загадки».
Цель: выявить степень развития ладового чувства у детей среднего дошкольного возраста.
Методика. - Я сыграю несколько звуков одновременно, а ты отгадай - сколько в каждом созвучии "спряталось" звуков?
Исполняются сначала пробные созвучия, например, б.3, ч.5, Т3/5, D3/5, чтобы убедиться в том, что ребёнок понял суть задания.
Затем задаются следующие серии созвучий:
1) до мажор: до - силь, ми-соль, до1-до2 (сумма = 3 балла);
2) соль мажор: ре-соль-си, ре-фа-ля, си-ре-соль (сумма = 3 балла)
3) фа мажор: до-ля, ре-фа-си, фа-ля (сумма = 3 балла)
Критерии оценки:
слабый уровень = 1-3 балла;
средний уроыень = 4-7 балла;
высокий уровень = 8-9 балла;
Диагностическое задание № 2 «Повтори мелодию».
Цель: определить уровень музыкально - слуховых представлений.
Методика. Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки, заранее разученные ребёнком или предложенные педагогом - диагностом в режиме индивидуального вокального исполнения в удобном для ребенка среднего возраста диапазоне.
- Спой, пожалуйста, песенку, которую ты знаешь (или поешь своей любимой кукле, или приготовил для мамы к празднику .).
- Повтори голосом мелодию, которую я сыграю на инструменте.
- Подбери по слуху на инструменте предложенную мелодию.
Критерии оценки:
слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапозоне терции (1 балл) ;
средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда в удобном для ребёнка диапозоне (2 балла);
высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное исполнение мелодических линий в диапозоне актавы и более (3 балла).
Диагностическое задание № 3 «Ладошки».
Цель: выявление уровня сформированности чувства ритма.
Стимулирующий материал:
1) Русская народная песня "Во поле берёза стояла";
2) М. Красёв "Елочка";
3) Детская песня "Петушок".
Методика. - Сейчас мы споём песенку и похлопаем в ладоши. А затем «спрячем» голос и "споём" одними ладошками.
Статьи по педагогике:
Основной источник страха у борцов и
пути его преодоления
Основным источником страха у борцов являются приемы, связанные с болевыми ощущениями. Коренное их отличие от других технических действий в том, что не судья, а сам борец определяет свое поражение. Для этого достаточно сказать "есть" или просто вскрикнуть. Особую значимость среди них имеют ...
Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...
Предпосылки развития девиации и анализ их типов в подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет все пороки общества. Подростковый возраст — самый трудный и сложный из всех детских возрастов. Его еще называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход от детства к взрослости, от незрелости к зрел ...