Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках:
самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом;
поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя;
пользование справочными материалами учебника или учебного пособия;
самостоятельная работа учащихся (выполнение упражнений; решение задач, примеров);
работа по памяткам;
работа с чертежами, схемами, таблицами;
чтение текста;
нахождение в тексте ответа на вопрос;
чтение, деление на части, составление плана;
нахождение формул на заданный закон и многое другое.
При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.
Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.
Особое место при работе с учебником занимают общеучебные умения учащихся:
1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.).
2. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.).
3. Выполнение задания (сюда же входит проверка).
4. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
5. Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).
6. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).
Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала учитель должен научить их пользоваться этой книгой.
Статьи по педагогике:
Учебники и учебные пособия
Учебник — книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения. Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержде ...
Культура и образование
В рассмотрении данной проблемы возникают вопросы: какое место образование занимает в культуре, что такое культурология образования, что такое культура образования? Образование в пространстве культуры. Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует об ...
Формирование просветительской идеологии в средней Азии ХVI – ХIХвв
Культура и духовная жизнь XVI и первой половины XIX вв. В XVI в. средоточиями центров светских и религиознах знаний на Востоке являлись Бухара и Самарканд, затем Шошкент (Ташкент). Изучение светских и религиозных знаний большей частью проходило в медресе. Большие медресе в крупных городах в XVI в. ...