Эффективные приемы и формы работы с учебником или учебным пособием на уроках:
самостоятельное ознакомление учащихся с новым материалом;
поиск в учебнике или учебном пособии ответов на вопросы учителя;
пользование справочными материалами учебника или учебного пособия;
самостоятельная работа учащихся (выполнение упражнений; решение задач, примеров);
работа по памяткам;
работа с чертежами, схемами, таблицами;
чтение текста;
нахождение в тексте ответа на вопрос;
чтение, деление на части, составление плана;
нахождение формул на заданный закон и многое другое.
При подготовке учителя к уроку учебник занимает одно из первых мест, так как только с ним работают ученики. Поэтому необходимо формировать у них общеучебные умения и навыки работы с учебником.
Общеучебным навыком работы с учебником является навык чтения, так как любое задание в любом учебнике ученик должен, прежде всего, прочитать и понять, что необходимо сделать.
Особое место при работе с учебником занимают общеучебные умения учащихся:
1. Ориентирование в учебнике (найти нужную страницу, упражнение, текст и т. д.).
2. Восприятие задания (что делать, когда это изучалось, основные этапы выполнения задания и т. д.).
3. Выполнение задания (сюда же входит проверка).
4. Работа с текстом (соответствие теме, нахождение ключевых моментов, подобные задания и т. д.).
5. Выполнение заданий с ориентированием на условные обозначения (выделение текста с помощью цвета, штрихов, рамок и другие обозначения).
6. Работа с дополнительной литературой (для самостоятельного изучения).
Учебник – это книга, которая может многому научить учащихся. Но сначала учитель должен научить их пользоваться этой книгой.
Статьи по педагогике:
Женское образование в России в конце XIX начале XX вв
На рубеже веков школа продолжала оставаться многотипной. В стране работало 60 типов различных начальных учебных заведений, имевших различные уставы, программы, уровень преподавания и образовательный ценз учителей. К началу 20 века значительно расширяется сеть женских воскресных школ, созданных на с ...
Содержание обучения информатике на разных этапах обучения в средней школе
Возникновение термина «Информатика» для обозначения науки об автоматизации процессов обработки данных в середине 60-х годов прошлого века явилось результатом соединения в единое целое двух понятий - "информация" и "автоматика". Поэтому в начале информатику связывали, в основном, ...
Распределение учебного материала по отдельным урокам
При распределении материала темы по отдельным урокам необходимо учитывать: продолжительность вводного инструктажа; степень сложности заданий и видов работ, которые должны освоить учащиеся; степень новизны этих заданий и работ для учащихся; переводной коэффициент норм времени; последовательность опе ...