Начало систематического обучения информатике учащихся средней общеобразовательной школы в нашей стране было положено в 1985г. на базе первой программы курса «Основы информатики и вычислительной техники». В основу ее разработки были положены три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Указанные понятия явились концептуальной основой первой версии содержания школьного предмета информатики, именно этой системой понятий определялся обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки.
Обучение школьников информатике по программе курса ОИВТ вводилось в двух старших классах средней школы по действующему в то время учебному плану — IX и X классе.
При этом в IX классе на изучение курса отводилось 34 часа (1 час в неделю). В X классе объем и содержание курса дифференцировались на два варианта — полный и краткий, в зависимости от возможности организации практической работы школьников на ЭВМ:
— на полный курс - для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющих возможности организовать систематические занятия школьников на ВМ других организаций отводилось 68 часов;
— на краткий курс - для школ, не имеющих возможности работы на ЭВМ, отводилось 34 часа.
Единой для обоих вариантов была теоретическая часть курса для X класса, однако имелись различия в объеме и содержании практической части. Для школ, имеющих доступ к ЭВМ, дополнительные 34 часа рекомендовалось использовать для решения на ЭВМ различных задач, отработки навыков применения компьютера и его программного обеспечения.
На протяжении 90-х годов прошлого века и до настоящего времени структура и содержание курса на базе накопленного отечественного и зарубежного опыта постоянно совершенствуется
При определении содержания курса остается важным вопрос о последовательности изучения его тем. Две эти задачи (определения содержания обучения и построение оптимальной последовательности изучения, соответствующей логике науки и уровню развития учащихся) тесно взаимосвязаны.
Общие требования к содержанию образования, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», сводятся к следующему:
«1. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать:
• формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира;
• адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества;
• интеграцию личности в системы мировой и национальных культур;
• формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.
3. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор взглядов и убеждений».
По мнению известного дидакта В. С. Леднева «содержание образования — это содержание триединого целостного процесса, характеризующегося, во-первых, усвоением опыта предшествующих поколений, во-вторых, воспитанием типологических качеств личности, в-третьих, умственным и физическим развитием человека. Ведущим видом деятельности является при этом обучение, ибо усвоение опыта — ближайшая и непосредственная цель образования».
В настоящее время складывается новая структура обучения информатике в общем среднем образовании. Отличительными чертами современной структуры курса являются, с одной стороны, «омоложение» и «снижение» содержания обучения с ориентацией на самое младшее звено — начальную школу, а с другой — вычленение так называемого базового содержания школьного образования в области информатики, ориентированного на среднее звено школы.
Основные принципы подхода к структуре предлагаемого курса заключаются в следующем: поскольку речь идет об обязательном курсе в общеобразовательной школе, то в нем отсутствует профессиональная подготовка. Курс должен быть доступен для усвоения школьником средних способностей. Работа с талантливыми детьми ведется индивидуально. Знакомство с прикладными программами осуществляется не в ущерб изучению фундаментальных понятий информатики. Содержание обучения не зависит от вида техники.
В течение всего курса происходит последовательное раскрытие основных понятий информатики (информация, модель, система). На каждом этапе эти понятия, начиная с младших классов, освещаются с новой стороны и с более высокой степенью подробности. Это позволяет по мере изучения курса давать все более глубокие знания по всем основным содержательно-методическим линиям курса, не теряя при этом целостности изложения всего материала.
Статьи по педагогике:
Мониторинг организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профильного направления общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым
При изучении организации допрофильной подготовки и профильного обучения в классах филологического профиля общеобразовательных учебных заведений Автономной Республики Крым был поставлен ряд исследовательских задач, среди которых: · определение общих тенденций в деятельности органов управления образо ...
Психолого-педагогические особенности кружковой работы учащихся 5-6 классов
Для учащихся 5-6-го класса характерны значительные физиологические и психологические изменения в сравнении с младшими школьниками, что накладывает отпечаток на организацию всего учебного процесса, в том числе и на деятельность математического кружка. Период с 11-ти до 15-ти лет отмечается интенсивн ...
Распределение знаний по видам умений, способам действий и по уровню
сложности
Требования стандарта к уровню подготовки выпускников относятся к трём основным видам деятельности: воспроизведение знаний и умений, применение знаний и умений в знакомой ситуации, применение знаний и умений в изменённой или новой ситуации. Количество заданий по видам умений и способам действий с 20 ...