Возможные структура и содержание непрерывного курса информатики для средней школы

Страница 2

К концу 9 класса учащиеся получат представление об основных разделах информатики, приобретут минимально достаточный уровень знаний и практических навыков.

Требования к подготовке учащихся по курсу информатики должны быть ориентированы на минимальный, но достаточный (с точки зрения функциональной полноты и достижения целей образования) уровень усвоения содержания учебного материала.

- предлагаемое школой минимальное содержание образовательной области должно включать знания и виды деятельности, образовательная ценность которых общепризнанна;

- обязательный минимум содержания образовательной области должен быть выделен с учетом места и времени, отводимого на его изучение базисным учебным планом, а также реальных возможностей массовой школы по его осуществлению в учебном процессе в настоящее время.

Эти требования особенно актуальны для курса информатики. Специфика информатики как учебного предмета заключается в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и средств обучения. В ряде случаев наличие или отсутствие, а также функциональные возможности средств общения (компьютер и его программное обеспечение) должно во многом определять содержание обучению в этом курсе с соответствующей корректировкой отдельных разделов структуры обучения школьников информатике.

Курс предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных на уроках информатики, во внеучебное время для реализации различных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах. Содержательная характеристика курса находится в соответствии с рекомендуемым Минобразования России обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.

На основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, связанной с проблемой введения непрерывного обучения информатике учащихся средних общеобразовательных школ, изучения зарубежного и отечественного опыта и, опираясь на действующие государственные методики и рекомендации по данному вопросу, нами разработан проект возможной структуры и содержания непрерывного курса информатики для средней школы.

В своей основе предлагаемая структура обучения информатике в общеобразовательной школе является отражением сложившейся в настоящее время. Она полностью согласуется с методическими материалами Минобразования РФ. Новизна же предлагаемой структуры состоит в том, что для более полного обеспечения непрерывности и углубления процесса обучения информатике осуществлена тщательная проработка и взаимоувязка всех приемов и методов работы со школьниками на всех этапах ведения учебного процесса с 1 до 11 класса.

В соответствии с указанной структурой весь курс обучения школьников информатике проводится в три этапа: - первый этап (1-6 классы)

– пропедевтический. В этот период осуществляется первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и др.- второй этап (7-9 классы)

– базовый, в течении которого обеспечивается обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. В этот период учащимися овладевают методами и средствами информационной технологии решения задач, у них формируются навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.

- третий этап (10 – 11 классы)

– профильный. В этот период школьники проходят дифференцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности их допрофессиональной подготовки. Обязательность обучения на этом этапе объясняется постоянно растущей долей информационной составляющей по отношению к другим видам профессиональной деятельности.

В соответствии с общей структурой системы обучения школьников информатике нами выстроена многоуровневая структура предмета, который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий. Указанная структура имеет следующий вид:

Таблица 3. Структура системы обучения информатике учащихся 1-11 классов

Этапы

Тематика

Цель обучения

I. Пропедевтический

1-2 классы

Знакомство с компьютером,

основные устройства персонального компьютера.

Правила по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе

Знакомство со стандартными программами- Paint, WordPad, калькулятор, адресная книга, блокнот.

Адаптация детей к компьютерной среде.

3-4 классы

Алгоритм.

Исполнитель как средство реализации алгоритма.

Самостоятельное написание элементарных программ и создание игр с помощью среды программирования ЛогоМиры.

Знакомство с применением компьютера в обществе.

Практическое знакомство с компьютерными средами.

Обработка графической информации с помощью графического редактора PhotoShop.

Знакомство с алгоритмизацией

Обработка графической информации

5-6 классы

Расширение представления о компьютере.

Практическое знакомство с пользовательским интерфейсом.

Расширение представления об информации. Знакомство с программами для обработки различных видов информации: WordPad, Windows Media Player, Office Picture Manager и другие программы.

Решение практических задач с использованием компьютера.

Текстовый редактор.

Графический редактор.

История развития средств счета.

Основные этапы развития информационных технологий (Слово - Книгопечатание - Компьютер).

Познание информаци-онной картины мира, подготовка к изучению основного материала

II.Базовый

7-9 классы

Информация и информационные процессы.

Единицы измерения информации. Двоичное кодирование. Достоинства двоичного кодирования.

Системы счисления.

Представление информации в ЭВМ

Устройство компьютера.

Принтеры, назначение.

Локальные и телекоммуникационные сети.

Системное программное обеспечение компьютера.

Дисковая операционная система, Windows ХР. Операционные оболочки.

Способы защиты и профилактические меры борьбы с компьютерными вирусами.

Проблемы сжатия информации. Архиваторы.

Прикладное программное обеспечение.

Текстовые процессоры (MS Word). Графические редакторы (Photoshop). Электронные таблицы (MS Excel). Системы управления базами данных (MS Access).

Технология решения задач.

Понятие о математическом моделировании.

Алгоритмизация.

Программирование (Turbo Pascal).

Информатизация общества.

История развития вычислительной техники. Основные виды информационного обслуживания.

Получение навыков пользователя ЭВМ, знаний в области ЭВМ и языки программмирования

III. Профильный

10-11 классы

(в зависимости от профиля)

Системы.

Управление.

Компьютерные системы

Арифметические и логические основы построения ЭВМ.

Архитектура.

Системы программирования.

Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Принципы структурной алгоритмизации.

Основные этапы процесса разработки программ.

Интегрированные системы.

Знакомство с возможностями интегрированных сред.

OLE - технология.

Настольные издательские системы.

Системы искусственного интеллекта.

Творческая деятельность и системы Экспертные системы.

Информационные сети.

Практические навыки работы в сетях.

Социальная информатика.

Предпрофессиональная подготовка

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Понятие «Арктика»
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...

Проведение мероприятий по формированию навыков культурного поведения у подростков с нарушением интеллекта
В течение нескольких недель мы совместно с педагогами и воспитателями коррекционной школы вели разнообразную работу по формированию и совершенствованию культуры поведения школьников с нарушением интеллекта: проводили классные часы, этические беседы, а также использовали другие виды работы (обращени ...

Личность и развитие человеческой индивидуальности
Проблема развития человеческого индивида имеет самое прямое отношение к практическим задачам воспитания и обучения. Индивид — это человек как представитель человеческого рода вообще или как член того или иного коллектива. Для раскрытия же внутреннего содержания индивида служат понятия «организм» и ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru