К концу 9 класса учащиеся получат представление об основных разделах информатики, приобретут минимально достаточный уровень знаний и практических навыков.
Требования к подготовке учащихся по курсу информатики должны быть ориентированы на минимальный, но достаточный (с точки зрения функциональной полноты и достижения целей образования) уровень усвоения содержания учебного материала.
- предлагаемое школой минимальное содержание образовательной области должно включать знания и виды деятельности, образовательная ценность которых общепризнанна;
- обязательный минимум содержания образовательной области должен быть выделен с учетом места и времени, отводимого на его изучение базисным учебным планом, а также реальных возможностей массовой школы по его осуществлению в учебном процессе в настоящее время.
Эти требования особенно актуальны для курса информатики. Специфика информатики как учебного предмета заключается в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности содержания и средств обучения. В ряде случаев наличие или отсутствие, а также функциональные возможности средств общения (компьютер и его программное обеспечение) должно во многом определять содержание обучению в этом курсе с соответствующей корректировкой отдельных разделов структуры обучения школьников информатике.
Курс предполагает возможность использования знаний и практических навыков, полученных на уроках информатики, во внеучебное время для реализации различных проектов, участие в олимпиадах и конкурсах. Содержательная характеристика курса находится в соответствии с рекомендуемым Минобразования России обязательным минимумом содержания основных образовательных программ.
На основе анализа психолого-педагогической, методической и учебной литературы, связанной с проблемой введения непрерывного обучения информатике учащихся средних общеобразовательных школ, изучения зарубежного и отечественного опыта и, опираясь на действующие государственные методики и рекомендации по данному вопросу, нами разработан проект возможной структуры и содержания непрерывного курса информатики для средней школы.
В своей основе предлагаемая структура обучения информатике в общеобразовательной школе является отражением сложившейся в настоящее время. Она полностью согласуется с методическими материалами Минобразования РФ. Новизна же предлагаемой структуры состоит в том, что для более полного обеспечения непрерывности и углубления процесса обучения информатике осуществлена тщательная проработка и взаимоувязка всех приемов и методов работы со школьниками на всех этапах ведения учебного процесса с 1 до 11 класса.
В соответствии с указанной структурой весь курс обучения школьников информатике проводится в три этапа: - первый этап (1-6 классы)
– пропедевтический. В этот период осуществляется первоначальное знакомство школьников с компьютером, формируются первые элементы информационной культуры в процессе использования учебных игровых программ, простейших компьютерных тренажеров и др.- второй этап (7-9 классы)
– базовый, в течении которого обеспечивается обязательный общеобразовательный минимум подготовки школьников по информатике. В этот период учащимися овладевают методами и средствами информационной технологии решения задач, у них формируются навыки сознательного и рационального использования компьютера в своей учебной, а затем профессиональной деятельности. Изучение базового курса формирует представления, передачи и хранения информации в живой природе, обществе, технике.
- третий этап (10 – 11 классы)
– профильный. В этот период школьники проходят дифференцированное по объему и содержанию обучение информатике в зависимости от интересов и направленности их допрофессиональной подготовки. Обязательность обучения на этом этапе объясняется постоянно растущей долей информационной составляющей по отношению к другим видам профессиональной деятельности.
В соответствии с общей структурой системы обучения школьников информатике нами выстроена многоуровневая структура предмета, который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий. Указанная структура имеет следующий вид:
Таблица 3. Структура системы обучения информатике учащихся 1-11 классов
Этапы |
Тематика |
Цель обучения |
I. Пропедевтический 1-2 классы |
Знакомство с компьютером, основные устройства персонального компьютера. Правила по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе Знакомство со стандартными программами- Paint, WordPad, калькулятор, адресная книга, блокнот. |
Адаптация детей к компьютерной среде. |
3-4 классы |
Алгоритм. Исполнитель как средство реализации алгоритма. Самостоятельное написание элементарных программ и создание игр с помощью среды программирования ЛогоМиры. Знакомство с применением компьютера в обществе. Практическое знакомство с компьютерными средами. Обработка графической информации с помощью графического редактора PhotoShop. |
Знакомство с алгоритмизацией Обработка графической информации |
5-6 классы |
Расширение представления о компьютере. Практическое знакомство с пользовательским интерфейсом. Расширение представления об информации. Знакомство с программами для обработки различных видов информации: WordPad, Windows Media Player, Office Picture Manager и другие программы. Решение практических задач с использованием компьютера. Текстовый редактор. Графический редактор. История развития средств счета. Основные этапы развития информационных технологий (Слово - Книгопечатание - Компьютер). |
Познание информаци-онной картины мира, подготовка к изучению основного материала |
II.Базовый 7-9 классы |
Информация и информационные процессы. Единицы измерения информации. Двоичное кодирование. Достоинства двоичного кодирования. Системы счисления. Представление информации в ЭВМ Устройство компьютера. Принтеры, назначение. Локальные и телекоммуникационные сети. Системное программное обеспечение компьютера. Дисковая операционная система, Windows ХР. Операционные оболочки. Способы защиты и профилактические меры борьбы с компьютерными вирусами. Проблемы сжатия информации. Архиваторы. Прикладное программное обеспечение. Текстовые процессоры (MS Word). Графические редакторы (Photoshop). Электронные таблицы (MS Excel). Системы управления базами данных (MS Access). Технология решения задач. Понятие о математическом моделировании. Алгоритмизация. Программирование (Turbo Pascal). Информатизация общества. История развития вычислительной техники. Основные виды информационного обслуживания. |
Получение навыков пользователя ЭВМ, знаний в области ЭВМ и языки программмирования |
III. Профильный 10-11 классы |
(в зависимости от профиля) Системы. Управление. Компьютерные системы Арифметические и логические основы построения ЭВМ. Архитектура. Системы программирования. Эволюция языков программирования. Классификация языков программирования. Принципы структурной алгоритмизации. Основные этапы процесса разработки программ. Интегрированные системы. Знакомство с возможностями интегрированных сред. OLE - технология. Настольные издательские системы. Системы искусственного интеллекта. Творческая деятельность и системы Экспертные системы. Информационные сети. Практические навыки работы в сетях. Социальная информатика. |
Предпрофессиональная подготовка |
Статьи по педагогике:
Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...
История освоения и исследования Северного морского
пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...
Разработка программы внеурочной деятельности по математике
Программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, развитию логического мышления, подготовки их к участию в интеллектуальных играх. Название программы кружка - «Умный в квадрате». Срок реализации программы 1 год. Настоящая программа разработа ...