На основании всего вышесказанного мы в своей работе предлагаем следующее содержание непрерывного курса информатики:
Пропедевтический курс (1-6 классы).
По сравнению с двумя последующими этапами обращают на себя внимание резкие естественные различия в уровне интеллектуального развития детей, пришедших из детского садика в начале первого этапа обучения и пяти-шестиклассников в его конце. Для учета этих различий представляется необходимым разбить этап на три периода: 1-2 классы, 3-5 классы и 6 класс, что и было учтено при построении структуры курса обучения.
В первом классе происходит упрощенное знакомство с компьютером, объясняются основные устройства персонального компьютера: дисплей, системный блок, "мышь", клавиатура. Правила по технике безопасности и правила поведения в компьютерном классе.
Обращается внимание на такое важное назначение компьютера, как инструмента для обработки информации. С учетом возрастных ограничений по времени непосредственной работы детей на компьютере, проводятся практические занятия по его применению для работы с текстом, графикой, звуком.
С первого по второй класс учащимся предлагается познакомиться с такими стандартными программами, как Paint, WordPad, Калькулятор, Адресная книга и Блокнот. Для кружка или факультатива предлагается создание проектов – презентаций в среде PowerPoint.
В 3-5 классах тематика занятий несколько усложняется. Учащиеся знакомятся с понятием алгоритм. С ними проводятся занятия по составлению алгоритмов и выделению в них базовых структур (линейные, выбор, цикл).
Учащимся предлагается самостоятельно писать программы и создавать игры с помощью среды программирования ЛогоМиры. Углубляется познание школьников о широких возможностях компьютера не только как партнера в играх, но и использование его для поддержки учебных предметов, а также для решения большого числа задач, связанных с применением компьютера в обществе.
В ходе непрерывного учебного процесса все более расширяются представления учащихся об алгоритме и алгоритмизации. Проводится их практическое ознакомление с компьютерными средами.
Далее проходит знакомство с графическим редактором PhotoShop. Технология обработки графической информации входит в обязательный минимум по двум школьным дисциплинам: по информатике и технологиям. Именно поэтому нами предложено в простой и ясной форме начать изучать данный редактор именно с 5 класса.
Модульная структура позволяет изучать широкие возможности программы учитывая возрастные особенности школьников.
Далее, в 6 классе, на базе знаний, полученных в 1-5 классах, школьники углубляют свои познания о компьютере, его назначении и возможностях. Для них становятся доступными такие понятия, как внешняя память, гибкие и жесткие диски, устройства ввода и вывода информации. Осуществляется их практическое знакомство с пользовательским интерфейсом.
Происходит расширение представления об информации и информационных процессах, ее видах, и объёмах, знакомство с процессом передачи информации. Учащиеся получают понятие об обработке информации, знакомятся с программами для обработки различных видов информации (текстовый, графический и музыкальный редактор). Для этого предлагаются WordPad, Windows Media Player, Office Picture Manager, но могут использоваться и другие программы.
В ходе обучения школьники знакомятся с основными методами решения практических задач с использованием компьютера, осваивают текстовый редактор, на практике реализуют основные возможности по созданию и редактированию текстов и обработку графической информации, выполняют математические расчеты на компьютере.
В завершение I этапа обучения учащиеся знакомятся с информационными технологиями, изучают основные этапы развития информационных технологий (Слово - Книгопечатание - Компьютер), Компьютер и общество, Элементы компьютерной этики.
Базовый курс (7-9 классы)
В результате организации непрерывного процесса обучения информатики школьники приходят к базовому курсу уже подготовленными к восприятию гораздо более сложного материала, чем в предыдущие годы. На более высоком уровне они изучают информационные процессы, способы передачи, обработки и кодирования информации, осваивают двоичное кодирование.
Осваивают системы счисления, перевод из десятичной системы счисления в систему счисления с любым основанием и обратно. Осуществляется более глубокое изучение арифметических и логических основ построения ЭВМ, устройства компьютера и его назначения.
Расширяется познание школьников в системном программном обеспечении компьютера, операционных системах, прикладном программном обеспечении, осваиваются дисковые операционные системы Windows ХР, Windows Vista, текстовые процессоры и другие элементы программного обеспечения компьютера. Изучаются Способы защиты и профилактические меры борьбы с компьютерными вирусами.
Статьи по педагогике:
Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...
Особенности речевой деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
III уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...
Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...