На современном этапе жизни общества физическое образование остается не только существенным фактором научно-технического прогресса, но и одним из условий общественного развития. Глубокие изменения претерпевает государственная политика в области образования: решается задача улучшения материальной базы школ, создаются новые учебные планы, программы и др. В настоящее время развернута работа по приведению в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса всего комплекса программных и инструктивных документов, учебных и методических пособий, созданию современного учебно-методического комплекса по физике.
Основная цель обучения физике в школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих выполнять на практике различного рода задачи, упражнения, а также развития навыка самостоятельного поиска учащихся, когда для них открывается простор для творческого познания.
Современной школе необходим учебно-методический комплекс по физике, позволяющий максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике. Качественный учебно-методический комплекс по физике должен обеспечивать системный подход к дидактическому процессу, освещать изучаемые вопросы с различных сторон.
Концептуальное обобщение опыта и теории учебно-методических комплексов изложено в работах В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, Е.В. Григорьевой, Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера , А.Я. Микк, А.К. Пийримяги , Д.И. Трайгака и др. Согласно современным представлениям большинства исследователей учебно-методический комплекс по физике для школы должен включать в себя следующие компоненты: календарно-тематическое планирование; учебную программу изучаемой дисциплины, в которой перечислены этапы освоения материала; учебник (учебное пособие); задачник; пособие для лабораторных работ; справочные пособия; методические рекомендации по изучению учебной дисциплины: описание последовательности действий, советы по распределению времени, рекомендации по использованию имеющихся в наличии материалов; тестовые задания и другие учебные материалы; различные виды моделей, лабораторные стенды и установки и т.д.
Вместе с тем, существующее учебно-методическое обеспечение подготовки учащихся в области физики пока не в полной мере удовлетворяет современным требованиям государственных образовательных стандартов, не имеет комплексного характера, во многом не учитывает современных тенденций, связанных с повышением требований к уровню подготовки
Поэтому проблема создания и реализации учебно-методического комплекса по физике, как средства совершенствования подготовки учащихся, является актуальной проблемой
Данные положения и определили актуальность темы предлагаемой дипломной работы.
Основная цель дипломной работы состояла в методическом анализе учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы. Объектом исследования дипломной работы являлся процесс обучения физике в средней школе, а предметом исследования: учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике.
Для достижения основной цели работы потребовалось решение следующих задач:
Анализ научно-методической литературы по теме исследования.
Методический анализ учебного пособия по физике для 11 класса средней школы и методических указаний для учителей.
Методический анализ сборников задач по физике для 11 класса средней школы
Разработка методических указаний по курсу физики 11 класса средней школы и создание комплекса задач и тестовых заданий по разделам: «Фотоны. Действия света», «Физика атома».
Экспериментальная проверка предлагаемой методики в период педагогической практики.
В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:
Теоретический анализ методической литературы по данной теме исследования.
Анализ учебников физики, сборников задач, лабораторных работ и программы курса физики 11 класса.
Статьи по педагогике:
Возможности применения графических пакетов, оболочек и электронных пособий
при изучении электромагнитных колебаний в курсе физики средней школы
На сегодняшний день разработано множество графических пакетов, оболочек (Соrel, 3D-Studio, Power-Point, Micro-Cap и др.), электронных изданий(Физика 7-11класс(Физикон), Открытая физика, Кирилл и Мефодий и др.) позволяющих решать конкретные практические задачи с помощью ЭВМ без знания языков высоког ...
Психология и педагогика ранней юности
Ранняя юность (от 14—15 до 18 лет). Биологически это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными, на его долю выпадает задача устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания. К концу этого периода ...
История учебных пособий и учебников
Учебные пособия, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество уч ...