Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике

На современном этапе жизни общества физическое образование остается не только существенным фактором научно-технического прогресса, но и одним из условий общественного развития. Глубокие изменения претерпевает государственная политика в области образования: решается задача улучшения материальной базы школ, создаются новые учебные планы, программы и др. В настоящее время развернута работа по приведению в соответствие с требованиями социально-экономического и научно-технического прогресса всего комплекса программных и инструктивных документов, учебных и методических пособий, созданию современного учебно-методического комплекса по физике.

Основная цель обучения физике в школе - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися теоретических знаний, практических умений и навыков, позволяющих выполнять на практике различного рода задачи, упражнения, а также развития навыка самостоятельного поиска учащихся, когда для них открывается простор для творческого познания.

Современной школе необходим учебно-методический комплекс по физике, позволяющий максимально использовать все имеющиеся возможности для усвоения информации, систематизировать научные сведения, оперативно закреплять полученные знания на практике. Качественный учебно-методический комплекс по физике должен обеспечивать системный подход к дидактическому процессу, освещать изучаемые вопросы с различных сторон.

Концептуальное обобщение опыта и теории учебно-методических комплексов изложено в работах В.Г. Бейлинсона, В.П. Беспалько, Е.В. Григорьевой, Д.Д. Зуева, И.Я. Лернера , А.Я. Микк, А.К. Пийримяги , Д.И. Трайгака и др. Согласно современным представлениям большинства исследователей учебно-методический комплекс по физике для школы должен включать в себя следующие компоненты: календарно-тематическое планирование; учебную программу изучаемой дисциплины, в которой перечислены этапы освоения материала; учебник (учебное пособие); задачник; пособие для лабораторных работ; справочные пособия; методические рекомендации по изучению учебной дисциплины: описание последовательности действий, советы по распределению времени, рекомендации по использованию имеющихся в наличии материалов; тестовые задания и другие учебные материалы; различные виды моделей, лабораторные стенды и установки и т.д.

Вместе с тем, существующее учебно-методическое обеспечение подготовки учащихся в области физики пока не в полной мере удовлетворяет современным требованиям государственных образовательных стандартов, не имеет комплексного характера, во многом не учитывает современных тенденций, связанных с повышением требований к уровню подготовки

Поэтому проблема создания и реализации учебно-методического комплекса по физике, как средства совершенствования подготовки учащихся, является актуальной проблемой

Данные положения и определили актуальность темы предлагаемой дипломной работы.

Основная цель дипломной работы состояла в методическом анализе учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы. Объектом исследования дипломной работы являлся процесс обучения физике в средней школе, а предметом исследования: учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике.

Для достижения основной цели работы потребовалось решение следующих задач:

Анализ научно-методической литературы по теме исследования.

Методический анализ учебного пособия по физике для 11 класса средней школы и методических указаний для учителей.

Методический анализ сборников задач по физике для 11 класса средней школы

Разработка методических указаний по курсу физики 11 класса средней школы и создание комплекса задач и тестовых заданий по разделам: «Фотоны. Действия света», «Физика атома».

Экспериментальная проверка предлагаемой методики в период педагогической практики.

В ходе выполнения работы использовались следующие методы исследования:

Теоретический анализ методической литературы по данной теме исследования.

Анализ учебников физики, сборников задач, лабораторных работ и программы курса физики 11 класса.

Статьи по педагогике:

Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания – специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...

Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст – это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка – внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом ...

Особенности старшего школьного возраста и выбор профессии. Жизненный план
Общие мировоззренческие поиски заземляются и конкретизируются в жизненных планах. Жизненный план – понятие широкое. Он охватывает всю сферу личного самоопределения – моральный облик, стиль жизни, уровень притязаний. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru