В ходе педагогической практики была сделана попытка проверить все вышесказанное на практике, а также убедиться в том, что названных пособий недостаточно, чтобы грамотно и четко овладеть физическими знаниями и научиться их применять при решении задач. Так как в задачнике, рекомендованном министерством образования для 11 класса (Жилко, В. В. Сборник вопросов и задач по физике: учеб. пособие для 10 кл. учреждений, обеспеч. получение общ. сред. образования с рус. (белорус.) яз. обучения с 11-летним сроком обучения / В.В. Жилко, Л.Г. Маркович. – Минск: Нар. асвета, 2003), отсутствует ряд тем предусмотренных учебной программой, нами был разработан комплекс задач и тестовых заданий по разделам: «Основы специальной теории относительности», «Фотоны. Действия света», «Физика атома». Данный комплекс был апробирован на практике.
В качестве экспериментального класса был задействован 11 «Б» класс ГУО СОШ № 9 г. Бреста, а в качестве контрольного – 11 «Б» класс ГУО СОШ № 5 г. Бреста.
Педагогическую практику я проходила в ГУО СОШ № 9 г. Бреста, поэтому проводился эксперимент именно там, а так как я работаю в ГУО СОШ № 5 г. Бреста учителем физики в качестве контрольного был взят 11 класс этой школы.
Список учеников 11 «Б» класса ГУО СОШ № 9 г. Бреста:
Винник Анастасия
Горош Владимир
Гураченкова Наталья
Карасев Евгений
Кирничный Илья
Колтунчик Анна
Коляда Алексей
Лукина Ольга
Лукьянчук Егор
Миронова Анна
Мясникова Арина
Новиков Александр
Павлович Михаил
Предтеченская Светлана
Пуцыкович Карина
Репеко Галина
Смирнова Дарья
Солодуха Андрей
Сутько Александр
Черкашин Никита
Шикута Татьяна
Шпак Вероника
Шумер Мария
Список учеников 11 «Б» класса ГУО СОШ № 5 г. Бреста:
Анишкевич Максим
Багновец Яна
Будник Юлия
Гурман Игорь
Кочурко Юрий
Кудынюк Яна
Кучук Анна
Литвинец Кристина
Лунь Денис
Маркова Анастасия
Морза Кристина
Пашкович Инна
Садурский Юрий
Свирский Андрей
Сергуц Алина
Филипюк Юлия
Циолта Дмитрий
Чебурко Ангелина
Шеньшин Денис
Яковлева Ольга
В экспериментальном классе давались задачи по физике из разработанного комплекса (см.приложение) , а в контрольном - то, что запланировано календарным планом из пособий рекомендованных Министерством образования и др. В конце изучения тем проводились самостоятельные работы, для установления эффективности такой методики.
Результаты педагогического эксперимента, проводившегося при изучении учащимися главы «Фотоны. Действие света» отражены в следующей диаграмме:
Диаграмма 1 «Результаты самостоятельной работы по теме Фотоны. Действие света»
Средний балл по классам: экспериментальный – 6,2; контрольный – 5,2.
Результаты педагогического эксперимента, проводившегося при изучении учащимися главы «Физика атома» отражены в следующей диаграмме:
Диаграмма 2 «Результаты самостоятельной работы по теме Физика атома»
Средний балл по классам: экспериментальный – 6,1; контрольный – 5,6.
Как видно из данных диаграмм, оценки, полученные в ходе контроля знаний учащихся по главам «Основы специальной теории относительности», «Фотоны. Действие света» и «Физика атома», в экспериментальном классе выше, чем в контрольном. Это говорит о эффективности предлагаемого комплекса задач. Данный опытный факт позволяет сделать вывод, что учителю не стоит ограничиваться только учебниками и учебными пособиями, которые предусматривает календарно-тематическое планирование, а необходимо использовать как можно больше учебно-методической литературы при подготовке и проведении урока.
Статьи по педагогике:
Структура
модуля
Данная структура определяется посредством: 1) разделения содержания модуля на учебные элементы (УЭ) с учетом интегрирующей цели и в соответствии с анализом предметных знаний. Это будут учебные элементы теоретического содержания модуля. Они идут под номерами УЭ-1, УЭ-2, УЭ-3 и т.д.; 2) выделения тре ...
Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...
Резерв двигательной активности
Уроки физической культуры выполняют дефицит двигательной активности только на 11%. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чем они делают, чтобы помочь ...