Интеграция детей с особыми потребностями

Страница 1

Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения

В российской теории и практике обучения детей с отклонениями в развитии принято различать понятия "интеграция", "интегрированное обучение", "дифференциация", "дифференцированное обучение". Сущность и содержание этих понятия и процессов, за ними стоящих, разрабатывается учеными России (В.М. Астапов, Т.С. Зыкова, В.В. Коркунов, В.А. Лебединский, Н.Н. Малофеев, М.С. Певзнер, Н.Д. Шматко, Е.Г. Речицкая, Н.В. Цукерман и др.)

Под интеграцией понимается включение инвалидов в общество как полноправных его членов, активно участвующих во всех сферах жизнедеятельности, освоение ими экономики, культуры, науки и образования. Наукой и практикой выделены различные пути, обеспечивающие интеграцию. Здесь и роль обучения (с его содержанием и коррекционным направлением, профессиональной подготовкой), и роль воспитания, направленного на освоение инвалидами культурных и духовных ценностей, и организация их активного участия во всех сферах жизнедеятельности.

На протяжении многих десятилетий учеными разрабатываются социальные и психолого-педагогические условия интеграции детей-инвалидов в общество: формируется система специального образования с его содержанием, формами и методами (А.И. Дьячков, С.А. Зыков, Б.И. Коваленко, В.В. Воронкова, Л.И. Солнцева, Г.В. Чиркина и др.); создается система трудового обучения, профессиональной ориентации и профессиональной подготовки учащихся с отклонениями в развитии (В.М. Вельгус, Л.А. Новоселов, А.П. Гозова, Г.М. Дульнев, С.Л. Мирский); научно обосновывается система коррекционно-развивающей работы в дошкольных, школьных учреждениях (Б.Д. Корсунская, Л.Р. Носкова, Т.С. Зыкова, В.И. Селиверстов, В.А. Феоктистова и др.).

Разрабатывается система коммуникаций детей-инвалидов и общества (Г.Л. Зайцева, Т.С. Зыкова, Е.П. Кузьмина, Б.И. Коваленко, И.А. Соколянский), апробируется система диагностического изучения детей с проблемами и оказания им психологической помощи (С.Д. Забрамная, А.Д. Виноградова, Т.В. Розанова, В.Г. Петрова, В.И. Лубовский, А.Г. Литвак и др.).

В конце ХХ в. произошли изменения парадигмы образования детей с ограниченными возможностями. Вместо концепции "социальной полезности", определяющей образовательно-воспитательную работу с детьми-инвалидами, с конца XIX до конца ХХ века, внедряется концепция "человеческого достоинства" детей с ограниченными возможностями, способных к саморазвитию, самосовершенствованию, самоактуализации (В.М. Остапов, О.И. Лебединская, Б.Ю. Шапиро, 1995 г.). Несмотря на теоретическую разработку названных выше систем, они сегодня актуальны, но нуждаются в некотором обновлении, совершенствовании, пересмотре отдельных позиций.

Параллельно с исследованием психолого-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в общество учеными совместно с представителями Министерства образования, Министерство здравоохранения, Министерство социальной защиты населения разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие инвалидам социальные гарантии, права; социальные программы по охране детства и дальнейшему развитию систем образования детей с ограниченными возможностями. Однако до сих пор многие документы (Закон о специальном образования, Закон о реабилитации инвалидов) не утверждены государственными органами.

Таким образом, различные аспекты интеграции исследованы, разработаны и внедрены в разной степени. Их результатом являются разные степени интеграции. Педагогическая практика показывает, что в зависимости от успехов школьного, дошкольного образования, от интенсивности работы семьи, от активности и желания самой личности дети с ограниченными возможностями достигают разных уровней интеграции.

Есть значительное число лиц с особенностями развития, достигающих высокого уровня интеграции (полной интеграции). Эти люди активно участвуют в общественной, трудовой, спортивной художественной деятельности. Основная масса лиц с особенностями в развитии достигают уровня частичной интеграции (участвуют в некоторых сферах жизнедеятельности, сохраняя тесные связи с о своим сообществом).

К сожалению, много и таких инвалидов, которые не могут интегрироваться в общество и продолжают жить в специальных учреждениях.

Интегрированное обучение понимается двояко: как совместное обучение детей-инвалидов и нормально развивающихся детей в единой общеобразовательной среде, и как педагогическая система, ориентированная на формирования системного видения мира и использующая свои особые формы и методы обучения. Интегрированное обучение является одним из условий интеграции.

Проблема интегрированного обучения (в первом его значении) активно разрабатывается во всех странах Западной Европы в течение последних 15 лет. Конференция "Специальное образование в Европе", проводившаяся в Париже в мае 1995 года, показала, что все страны Западной Европы внедряют интегрированное обучение, хотя темпы и формы интеграции в разных странах различны (Ж. Хеннингсен, Морис Дюбаней, Антонио Гаспарис, Мануэль Фернандес, Мишель Лоран, Петер Эванс, Лена Сале и др.).

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Структура эмоциональных реакций дошкольника
Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка и общение с взрослыми и сверстниками. Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребено ...

Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития
Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача. По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Мно ...

Театр как одно из средств профилактики наркомании среди подростков
Посещение театра – всегда праздник. Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающее «отдых, безделье». Но не только перерыв в повседневных делах подразумевался под праздником. С ним связаны радость, веселье и, самое главное, уход от обыденности. Ощущение праздничности, ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru