Интеграция детей с особыми потребностями

Страница 2

Ученые предлагают разные формы интеграции: специальный класс или группа в общеобразовательной школе, оказывающие детям помощью учебном процессе, введение консультантов, обучение на дому, в госпиталях, введение социально-педагогического коррекционного модуля в обучение при общеобразовательной школе. Однако специальные школы во многих странах не уничтожены, им приданы новые функции и иной социальный статус (Франция).

В России опыт такого интегрированного обучения недостаточен, хотя некоторые формы применялись давно, а некоторые внедряются с недавнего времени.

Организационные формы интегрированного обучения:

1. Обучение в обычных классах общеобразовательной школы.

2. Обучение в специальных классах общеобразовательной школы, частичная интеграция во время внеклассной деятельности.

3. Обучение в коррекционном учреждении и перевод ученика в общеобразовательную школу.

4. Полная или частичная интеграция лиц с отклонениями в развитии в ходе профессионального обучения.

Первая форма интегрированного обучения самая сложная, однако дети с незначительными трудностями зрительного или слухового восприятия, с небольшими речевыми нарушениями или нарушениями опорно-двигательного аппарата всегда учились и продолжают учиться в общеобразовательной школе. Со временем таких детей в общеобразовательной школе стало больше и сам контингент школы изменился, возникла проблема оказания педагогической помощи этим детям.

К сожалению, коррекционная педагогика только начала первые систематические исследования в этой области, апробируя первые варианты развивающих программ, ориентированных на детей с ограниченными возможностями, обучающихся в общеобразовательной школе.

Второй вид интегрированного обучения успешно функционирует при обучении с детей с нарушением слуха, речи, незначительным снижением интеллекта. Дети обучаются в особом классе, группе общеобразовательной школы, но при этом находятся в среде нормально развивающихся детей, сохраняют и развивают социальные связи в совместных играх, трудовой деятельности, во время внеклассных занятий. Этот вид интегрированного обучения также мало изучен, недостаточны педагогические и методические рекомендации для педагогов, родителей, самих учеников.

Третий вид интегрированного обучения успешно применяется при обучении детей с нарушением слуха, но сформированной развитой речью.

Четвертый вид интегрированного обучения предполагает совместное (полное или частичное) профессиональное обучение лиц с особенностями развития. Более отработан этот вид обучения применительно к лицам с нарушением слуха, зрения, речи, менее - к лицам с нарушением интеллекта. Наиболее ярким примером подобной интеграции является совместное профессиональное обучение неслышащих и слышащих в реабилитационном центре (г. Павловск), в Московском педагогическом университете, Московском высшем техническом университете, в РГПУ им.А.И. Герцена обучаются лица с нарушением зрения, слуха.

В России более интенсивно разрабатываются вопросы интегрированного обучения как педагогической системы. Накоплен большой материал по проведению интегрированных уроков (чтение + развитие речи, естествознание + чтение + развитие речи, История +литература + ИЗО и др.). Такая форма проведения учебного процесса позволяет сформировать у учащихся целостное видение мира, системность теоретических знаний. Подобная форма дает возможность применять и нестандартные формы и методы: урок-инсценировка, урок - практическая деятельность, киноурок, урок-экскурсия и др.

Таким образом, для российской науки и практики проблема интегрированного обучения не нова, актуальна, но требует тщательного исследования условий его внедрения (организационных, материально-технических, педагогических и методических).

Интеграция и интегрированное обучение взаимосвязаны между собой, однако они не могут быть реализованы без решения проблемы дифференциации и дифференцированного обучения. В этом направлении в России накоплен значительный опыт и методический материал.

Заключая обсуждение проблемы, отметим, что дифференцированное обучение не исключает интегрированного, а дополняет и обогащает его. Недопустимо и противопоставление. Каждое решает свои задачи, но оба вместе помогают ученику преодолеть трудности и найти свой путь дальнейшего саморазвития. Продуктивны оба вида и дифференцированного и интегрированного обучения. Расширение последнего должно сопровождаться научными исследованиями и возможным изменением статуса современных специальных школ, которые могут стать центрами помощи детям, обучающимся на дому или в общеобразовательной школе.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Метод духовного проживания в художественно-эстетическом проекте "Рождество – праздник во всём мире"
Дополнительному образованию принадлежит социально-историческая миссия воссоединения и сотрудничества светского и духовного образования детей. Наша отечественная культура – по своим основам и своему духу христианская… Приобщение ребенка к христианской культуре, не столько социальная необходимость, с ...

Восприятие музыкальных сигналов пациентами с кохлеарными имплантами
В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили: Росс Я., Королева И.В., Огородникова Е.А., Пак С.П., Столярова Э.И., Тартуский университет, Тарту, Эстония; НИИ уха, горла, носа и речи, Санкт-Петербург, Росси ...

Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru