Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного дошкольного учреждения МДОУ №200.

В эксперименте участвовали 10 детей 6 – 7 лет с диагнозом задержка психического развития.

В процессе экспериментального исследования использовались экспериментальные методики, предложенные О.Е. Шаповаловой (модифицированные): «Спой выразительно», «Изобрази», «Определение понятий».

Все экспериментальные методики проводились с целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: выявление уровня сформированности средств эмоциональной выразительности и способностей определять свои и чужие эмоциональные состояния.

1. Методика «Спой выразительно».

Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психического развития.

Испытуемого просят исполнить с выражением его любимую песню.

Результаты выполнения задания по яркости и выразительности исполнения были условно разделены на три уровня:

– уровень выше среднего – исполнение осуществляется ярко, выразительно, сопровождается соответствующими мимикой и жестами,

– средний уровень – исполнение недостаточно выразительно и эмоционально,

– низкий уровень – исполнение равнодушное, скованное, не подкрепленное средствами эмоциональной выразительности.

Результаты данной методики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Уровень развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психической развития

Всего

испытуемых

Уровни выполнения задания

выше среднего

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

10

1

10

6

60

3

30

Анализ выполнения задания показал, что на уровне выше среднего справился один ребенок (Никита Р. 6,5 лет) из 10 детей, что составляет 10% от количества всех испытуемых. Мальчик достаточно эмоционально и выразительно исполнил свою любимую песню. Свое исполнение Никита сопровождал образными движениями в соответствии с содержанием песни. В этом случае требуется совершенствование вокальных навыков ребенка.

На среднем уровне выполнили задание 6 детей из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети во время исполнения были несколько скованы, главное для них было правильное воспроизведение текста песни. Например, Кирилл С. 6 лет старался исполнить песню от начала до конца, при этом забывал слова и переставлял слова из одного куплета в другой, останавливался и продолжал исполнение без выражения эмоций, стараясь поскорее закончить. Витя Н. 6,5 лет исполнял песню вначале с использованием средств эмоциональной выразительности (мимика, жесты). Однако после первого куплета отвлекся, прервал исполнение. Потом (после стимулирующей помощи взрослого) пытался продолжить, но без интереса и без выражения. Такой характер выполнения задания говорит о незрелости эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, о нестойкости и нестабильности эмоциональных проявлений, а также о наличии у детей данной группы особенностей развития познавательных процессов (памяти, внимания, речи). Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной и познавательной сфер личности каждого ребенка.

На низком уровне задание выполнили трое ребят из 10, что составляет 30% от количества всех испытуемых. Дети не проявили интереса к заданию, испытывали затруднения в выборе песни. Не смогли выполнить задание до конца. Например, Рома В. 6,5 лет вспомнил песню, но исполнил только один куплет, при этом интанационно не верно. Кроме этого нарушение звукопроизношения сказалось на неточном произношении слов и, как следствие, на содержательной стороне песни. В целом исполнение мальчика было не эмоционально. Эля Г. 6 лет сразу отказалась от выполнения, затрудняясь назвать причину. Следовательно, этой группе детей требуется проведение целенаправленной работы по развитию и коррекции всех психических процессов и особенностей личности каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...

Стиль общения "Учитель-Ученик"
Педагогическое общение, в частности, проблема стиля "Учитель-Ученик" была предметом изучения еще в прошлом веке. Так, например, вопрос об установлении сотрудничающего стиля взаимодействия между педагогом и обучаемым, как показал анализ педагогических журналов, ставился еще в 60-е годы 19 ...

Анализ состояния функционального базиса письма у старших дошкольников с нарушением речи
Письмо и чтение представляют собой особые формы речевой деятельности, имеющие сложную психологическую структуру. Формирование навыков письма и чтения тесно связано с развитием устной речи. Поэтому при недоразвитии устной речи возникает необходимость обследовать не только уровень развития языковых с ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru