Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 1

Экспериментальное исследование проводилось на базе государственного дошкольного учреждения МДОУ №200.

В эксперименте участвовали 10 детей 6 – 7 лет с диагнозом задержка психического развития.

В процессе экспериментального исследования использовались экспериментальные методики, предложенные О.Е. Шаповаловой (модифицированные): «Спой выразительно», «Изобрази», «Определение понятий».

Все экспериментальные методики проводились с целью изучения особенностей развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: выявление уровня сформированности средств эмоциональной выразительности и способностей определять свои и чужие эмоциональные состояния.

1. Методика «Спой выразительно».

Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психического развития.

Испытуемого просят исполнить с выражением его любимую песню.

Результаты выполнения задания по яркости и выразительности исполнения были условно разделены на три уровня:

– уровень выше среднего – исполнение осуществляется ярко, выразительно, сопровождается соответствующими мимикой и жестами,

– средний уровень – исполнение недостаточно выразительно и эмоционально,

– низкий уровень – исполнение равнодушное, скованное, не подкрепленное средствами эмоциональной выразительности.

Результаты данной методики представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1. Уровень развития вербальных и невербальных средств эмоциональной выразительности дошкольников с задержкой психической развития

Всего

испытуемых

Уровни выполнения задания

выше среднего

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

10

1

10

6

60

3

30

Анализ выполнения задания показал, что на уровне выше среднего справился один ребенок (Никита Р. 6,5 лет) из 10 детей, что составляет 10% от количества всех испытуемых. Мальчик достаточно эмоционально и выразительно исполнил свою любимую песню. Свое исполнение Никита сопровождал образными движениями в соответствии с содержанием песни. В этом случае требуется совершенствование вокальных навыков ребенка.

На среднем уровне выполнили задание 6 детей из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети во время исполнения были несколько скованы, главное для них было правильное воспроизведение текста песни. Например, Кирилл С. 6 лет старался исполнить песню от начала до конца, при этом забывал слова и переставлял слова из одного куплета в другой, останавливался и продолжал исполнение без выражения эмоций, стараясь поскорее закончить. Витя Н. 6,5 лет исполнял песню вначале с использованием средств эмоциональной выразительности (мимика, жесты). Однако после первого куплета отвлекся, прервал исполнение. Потом (после стимулирующей помощи взрослого) пытался продолжить, но без интереса и без выражения. Такой характер выполнения задания говорит о незрелости эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, о нестойкости и нестабильности эмоциональных проявлений, а также о наличии у детей данной группы особенностей развития познавательных процессов (памяти, внимания, речи). Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной и познавательной сфер личности каждого ребенка.

На низком уровне задание выполнили трое ребят из 10, что составляет 30% от количества всех испытуемых. Дети не проявили интереса к заданию, испытывали затруднения в выборе песни. Не смогли выполнить задание до конца. Например, Рома В. 6,5 лет вспомнил песню, но исполнил только один куплет, при этом интанационно не верно. Кроме этого нарушение звукопроизношения сказалось на неточном произношении слов и, как следствие, на содержательной стороне песни. В целом исполнение мальчика было не эмоционально. Эля Г. 6 лет сразу отказалась от выполнения, затрудняясь назвать причину. Следовательно, этой группе детей требуется проведение целенаправленной работы по развитию и коррекции всех психических процессов и особенностей личности каждого ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...

Методика Дж. Холланда
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональ ...

Содержание досуговой деятельности детей
По содержанию досуг С.А. Шмаков подразделяет на ряд групп: – первая группа связана с функцией восстановления различных сил ребенка (прогулки на воздухе, спорт, игры, забавы, развлечения и другие). – вторая группа досуга связана с повышением эрудиции, потреблением духовных ценностей (чтение, просмот ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru