2. Методика «Изобрази».
Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности.
Испытуемым предлагалось изобразить эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики. Ребенку предлагалось изобразить человека, которому грустно, радостно, страшно и т.д.
Результаты выполнения задания по яркости и выразительности изображения каждого эмоционального состояния были условно разделены на три уровня:
– уровень выше среднего – соответствие мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности тому или иному образу, разнообразие эмоциональных состояний, проявление творчества и самостоятельности в выборе движений и мимики,
– средний уровень – допускается повторяемость мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности, подражание своим сверстникам,
– низкий уровень – выполнение задания с трудностями при выборе соответствующих движений и мимики или отказ от выполнения задания.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Уровень сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности дошкольниками с ЗПР
Всего испытуемых |
Уровни выполнения задания. | |||||
выше среднего |
средний |
низкий | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
10 |
2 |
20 |
6 |
60 |
2 |
20 |
Анализ выполнения данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились двое дошкольников из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Никита Р. 6,5 лет и Вика С. 7 лет ярко передавали основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев) с помощью выразительных движений и мимики. Однако надо отметить трудности в переключении с одного эмоционального состояния на другое. В этом ребятам требовалась направляющая помощь взрослого. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы, а также развитию внимания и других психических процессов.
На среднем уровне с заданием справилось 6 ребят из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети достаточно заинтересовано отнеслись к выполнению методики. Однако при выборе движений и мимики соответствующего характера не проявляли самостоятельности, детям требовалась помощь взрослого, либо они повторяли движения своих сверстников. Кроме этого наблюдалось повторение эмоциональных проявлений, например, Вадим Л. 6 лет одинаково изображал радость и удивление. В целом дети более точно могли показать основные эмоции (радость, грусть, гнев), но затруднялись в определении эмоциональных оттенков. Такой характер выполнения задания свидетельствует о нескоординированоости эмоциональных проявлений, неумении определять и дифференцировать собственные эмоции. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.
На низком уровне задание выполнили двое ребят из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Эля Г. 6 лет и Саша К. 6 лет испытывали трудности при выборе эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимики, теряли интерес. Даже при направляющей и стимулирующей помощи взрослого дети отказывались от выполнения, говоря, что это задание не понравилось. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы и других психических процессов.
3. Методика: «Определение понятий».
Целью данной методики явилось выявление уровня понимания эмоциональных состояний, изображенных в виде пиктограмм, с помощью музыкальных произведений, а также понимание причин этих состояний.
Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть бланк с изображением пиктограмм. Объясняют, что на рисунках изображены те или иные чувства людей. Испытуемых просят внимательно посмотреть на пиктограммы и назвать их. Затем испытуемым предлагают прослушать отрывки музыкальных произведений (И. Бах «Шутка», М. Мусоргский «Слезы» и др.) и отметить пиктограммы, характеризующие произведения, назвав соответствующее эмоциональное состояние.
Статьи по педагогике:
Воспитание и обучение в Греции
О воспитании и обучении в греческом обществе героического периода имеются довольно скудные сведения. Однако этого достаточно, чтобы составить о них некоторое представление. Систематического обучения наукам и искусствам в те времена не знали. Для девочки мать и рабыни были единственными наставницами ...
Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...
Выявление уровня сформированности музыкальных способностей у детей среднего
дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Анализ теоретической литературы по проблеме исследования музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ позволил нам организовать опытно-экспериментальную работу. Экспериментальное исследование проводилось на базе ДОУ №46 г. Ельца Липецкой области. Эксп ...