Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Выявление уровня развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 2

2. Методика «Изобрази».

Целью данной методики явилось выявление уровня сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности.

Испытуемым предлагалось изобразить эмоциональные состояния при помощи мимики и пантомимики. Ребенку предлагалось изобразить человека, которому грустно, радостно, страшно и т.д.

Результаты выполнения задания по яркости и выразительности изображения каждого эмоционального состояния были условно разделены на три уровня:

– уровень выше среднего – соответствие мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности тому или иному образу, разнообразие эмоциональных состояний, проявление творчества и самостоятельности в выборе движений и мимики,

– средний уровень – допускается повторяемость мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности, подражание своим сверстникам,

– низкий уровень – выполнение задания с трудностями при выборе соответствующих движений и мимики или отказ от выполнения задания.

Результаты данной методики представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2. Уровень сформированности мимических и пантомимических средств эмоциональной выразительности дошкольниками с ЗПР

Всего

испытуемых

Уровни выполнения задания.

выше среднего

средний

низкий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

10

2

20

6

60

2

20

Анализ выполнения данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились двое дошкольников из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Никита Р. 6,5 лет и Вика С. 7 лет ярко передавали основные эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, гнев) с помощью выразительных движений и мимики. Однако надо отметить трудности в переключении с одного эмоционального состояния на другое. В этом ребятам требовалась направляющая помощь взрослого. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы, а также развитию внимания и других психических процессов.

На среднем уровне с заданием справилось 6 ребят из 10, что составляет 60% от количества всех испытуемых. Эти дети достаточно заинтересовано отнеслись к выполнению методики. Однако при выборе движений и мимики соответствующего характера не проявляли самостоятельности, детям требовалась помощь взрослого, либо они повторяли движения своих сверстников. Кроме этого наблюдалось повторение эмоциональных проявлений, например, Вадим Л. 6 лет одинаково изображал радость и удивление. В целом дети более точно могли показать основные эмоции (радость, грусть, гнев), но затруднялись в определении эмоциональных оттенков. Такой характер выполнения задания свидетельствует о нескоординированоости эмоциональных проявлений, неумении определять и дифференцировать собственные эмоции. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития.

На низком уровне задание выполнили двое ребят из 10, что составляет 20% от количества всех испытуемых. Эля Г. 6 лет и Саша К. 6 лет испытывали трудности при выборе эмоциональных состояний с помощью мимики и пантомимики, теряли интерес. Даже при направляющей и стимулирующей помощи взрослого дети отказывались от выполнения, говоря, что это задание не понравилось. Следовательно, требуется проведение целенаправленной работы по коррекции эмоциональной сферы и других психических процессов.

3. Методика: «Определение понятий».

Целью данной методики явилось выявление уровня понимания эмоциональных состояний, изображенных в виде пиктограмм, с помощью музыкальных произведений, а также понимание причин этих состояний.

Испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть бланк с изображением пиктограмм. Объясняют, что на рисунках изображены те или иные чувства людей. Испытуемых просят внимательно посмотреть на пиктограммы и назвать их. Затем испытуемым предлагают прослушать отрывки музыкальных произведений (И. Бах «Шутка», М. Мусоргский «Слезы» и др.) и отметить пиктограммы, характеризующие произведения, назвав соответствующее эмоциональное состояние.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие
Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не ...

Формирование музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ
Формирующий эксперимент проводился на базе того же детского сада и группы. Задача формирующего эксперимента: сформировать музыкальные способности у детей среднего дошкольного возраста на музыкальных занятиях в ДОУ ; В ходе формирующего эксперимента нами была использована педагогическая технология ф ...

Требования к специалисту по физической культуре и спорту
Физическая культура и спорт оказывают всестороннее воздействие не только на развитие физических качеств и способностей, но и на формирование общественных и личных интересов, на характер и мировоззрение людей. Спорт — особая форма общения людей, общения через состязание, соперничество, в процессе ко ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru