Как отмечает педагогика, молодому поколению должен быть передан весь объем имеющихся знаний, но, так как это невозможно, а в отношении каждого учащегося тем более, то школьной программой предусмотрен минимально необходимый объем знаний об изучаемых объектах. Этот объем и характеризует полноту знаний, измеряемую количеством программных знаний об изучаемом объекте.
Полнота – понятие относительное, во-первых, потому что знания о мире неизменно пополняются и, во-вторых, потому, что школьная программа предусматривает лишь часть знаний, известных обществу. В свою очередь, в каждой ступени обучения полнота знаний об одном и том же объекте также различна.
Заметим, что полнота знаний предполагает усвоение не только знаний о фактах, но и о связях между ними. Без этого факты усвоить невозможно. Следовательно, важно научить учащихся различать существенные и несущественные связи любого отдельного объекта с другими, а также существенные и несущественные явления или их классы и связи между ними. Совокупность осознанных учащимися существенных связей между соотносимыми знаниями характеризует глубину знаний – другое их качество.
Полнота не совпадает с глубиной, так как полнота допускает изолированность знаний друг от друга. Глубина же предполагает существенность связей: чем существеннее эти связи, тем больше глубина знаний.
Отметим, что везде, где возможно самостоятельное установление учащимися связей, это необходимо использовать. При этом следует учитывать, что им доступнее систематизация уже известных, но разрозненных связей.
Статьи по педагогике:
Методы контроля
Среди методов контроля выделяют: - Устная проверка. - Проверка письменных работ. - Проверка практических работ. Устная проверка организуется по-разному, в зависимости от ее цели и от содержания проверяемого материала. Среди целевых установок проверки можно выделить следующие: проверить выполнение д ...
Факторы развития ребенка
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также спе ...
Школы-пансионы: зло или благо
В последнее 10-летие сочетание двух слов «школа» и «пансион» уже стало привычным и почти понятным для нас. Самые «продвинутые» родители, придерживающиеся авангардных методов воспитания, уже опробовали во многом еще новую для нас форму воспитания и обучения детей – школу-пансион. С каждым годом числ ...