Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Образование и воспитание » Социально-педагогическая работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с ранним детским аутизмом » Рекомендации родителям по организации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА

Страница 1

Преодолеть проявление аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Их задача - создать комфортную обстановку ребенку. Обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего - либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Важно придерживаться четкого режима, чтобы предупредить возникновение страхов. Особенно это касается гигиенических процедур, поэтому необходимо стараться избегать возникновения неприятных ощущений. Главное - последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным, успехом.

Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мутью посуды, приготовлению еды.

Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться.

Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику рук и т.д.

Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами.

Рекомендации по организации формирования санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА были составлены на основании анализа работы специалистов и на основе изучения трудов Е.Р. Баенской, М.Ю. Ведениной, И.Б. Карвасарской, Е.К. Лютовой,Э. Шоплер и др.

В общем виде рекомендации родителям могут носить следующий характер:

1. Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом.

2. Поддерживать эмоционально теплые отношения.

3. При обучении ребенка использовать схемы и модели.

4. Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте.

5. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки.

6. Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития.

7. Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом.

8. Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозировано.

9. В момент вспышек агрессии держать себя в руках.

10. Принимать особенности своего ребенка, искоренят в себе чувство вины. Последнее - одно из важнейших условий, так как принятие - это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка.

Для определения содержания индивидуальной коррекционной работы по формированию санитарно-гигиенических навыков обследуется уровень владения навыками. Изучаются имеющиеся базовые, минимально необходимые навыки, такие, как уход за собой (умение умываться, причесываться, мыть руки, чистить зубы); умение самостоятельно есть, пить, пользоваться столовыми приборами, умение пользоваться туалетом; умение надевать и снимать предметы одежды.

При обследовании аутичных детей почти у каждого из них обнаруживается полная беспомощность в самообслуживании и очень низкое владение гигиеническими навыками (или полное их отсутствие). Имеющиеся у ребенка стереотипы представляют уровень его социализации (контакта со средой), который он освоил. Необходимо замечать, изучать и использовать их. При этом самостоятельное овладение ребенком санитарно-гигиеническими навыками бывает связано с конкретной ситуацией, а перенос сформированного навыка в другую ситуацию крайне затруднен. Обогащение нужных действий запасом стереотипов ребенка, их изменение, превращение из случайного набора в систему связей с окружающим - это сначала единственный путь социальной адаптации таких детей. Чтобы обеспечить формирование более гибкой системы стереотипов взаимодействия с окружающим миром, необходимо раннее начало коррекционного обучения ребенка с проявлениями аутизма. В результате такой работы он научается обслуживать себя.

Прежде чем начать формирование культурно-гигиенических навыков, следует тщательно продумать схему обучения, выбрать наиболее удобную и простую последовательность действий для конкретной ситуации, проверить доступность всех необходимых материалов.

Из-за боязни горшка у детей с РДА очень долго (до 2—3 лет) не формируются навыки опрятности. Чтобы помочь в решении этой проблемы, необходимо сформировать определенный ритуал, которому нужно следовать изо дня в день. Лучше высаживать ребенка на горшок в одном и том же месте (в туалете, если нет страха туалета, или рядом), предлагая устойчивый эмалированный горшок с удобной посадочной площадью, покрытый специально сделанным мягким тканевым сиденьем. Это поможет победить неприятные ассоциации ребенка. Затем можно вместе выливать содержимое горшка (управляя руками ребенка), спускать воду (если он не боится шума спускаемой воды) и т. д. Можно обыгрывать ситуацию высаживания на горшок куклы либо других игрушек, которых ребенок не боится. В дальнейшем после привыкания ощущения и реакция на горшок будут положительными.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Дети старшего дошкольного возраста как субъекты нравственно-патриотического воспитания
В психологическом словаре понятие субъект рассмотрено в значении активно действующего, познающего, обладающего сознанием и волей человека, способного действовать целенаправленно. Он может проявлять инициативу и самостоятельность, принимать и реализовывать решения, оценивать последствия своего повед ...

Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класс ...

Воспитательное Общество благородных девиц
Иван Иванович Бецкой Смольный монастырь — любимое детище императрицы Елизаветы I, Смольный институт — императрицы Екатерины II. Организация института была началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. По инициативе Ивана Ив ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru