При формировании санитарно-гигиенических навыков у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо специальное, индивидуальное обучение, в котором равноправно сочетаются обучение, воспитание и развитие.
Социально-педагогическая работа по формированию санитарно - гигиенических навыков у детей с РДА осуществляется одновременно в двух направлениях: с собственно ребёнком и с его окружением (родителями). В работе с семьёй, в зависимости от состояния семьи и уровня тяжести дефекта, оправдано применение следующих технологий: проблемно-ориентированная модель, психосоциальный подход, патронаж.
Существует несколько популярных западных методик, обучающих ребёнка азам самообслуживания, санитарно-гигиеническим навыкам: программа коррекционной работы «Мягкий старт», основанная на идее, что дети лучше всего осваивают навыки во время активной деятельности, которую планируют и осуществляют самостоятельно; «Поведенческая терапия» - взрослый не пытается давать инициативу ребёнку, а достаточно жёстко управляет его деятельностью, вплоть до жёстких мер. Отечественный подход опирается на необходимость эмоционального контакта с ребёнком в тесной связи с твёрдым обучением.
Базой социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА стало Государственное Бюджетное Учреждение «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями Городецкого района» (РЦДПОВ). Для реализации практической работы были выбраны 3 ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, имеющими РДА.
Из бесед с родителями и в ходе наблюдения, которое проводилось по разработанной специалистами центра пооперационной схеме, выявлено, что уровень развития санитарно-гигиенических навыков детей очень низкий и не соответствует возрасту.
В связи с этим, была спроектирована и организована работа по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА.
На повторной диагностике видно, что в результате проведённой работы выявлена положительная динамика по пути формирования санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА.
Гипотеза исследования подтвердилась. Формирование санитарно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста с РДА будет осуществляться успешно если будут изучены и учтены психологические особенности детей с РДА, особенности их социально-бытовой адаптации и социализации. А также включение данной работы в эмоционально - смысловой контекст повседневной жизни ребенка.
В данной работе представлены методические рекомендации по реализации социально-педагогической работы по формированию санитарно-гигиенических навыков у детей с РДА.
Статьи по педагогике:
Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации
об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...
Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном
этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...
Пути и средства воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего
правонарушителя
При глубоком рассмотрении индивидуальной профилактики мы выявили три уровня воспитательно-профилактического воздействия на личность несовершеннолетнего. Первый — воспитательно-профилактическое воздействие всей системы воспитания и обучения в многообразии форм нравственно-воспитательной, культур ...