Результаты условно были разделены на три уровня:
– уровень выше среднего – правильное называние пиктограмм, правильное понимание эмоционального состояния музыкального произведения и определение соответствующих пиктограмм с помощью взрослого (стимулирующей или наводящей),
– средний уровень – частичное выполнение задания с помощью взрослого, недостаточно глубокое осмысление эмоционального состояния, затруднение в соотнесении эмоционального состояния музыкального произведения с пиктограммой,
– низкий уровень выполнения задания – неспособность распознавать эмоциональные состояния на изображениях.
Результаты данной методики представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3. Уровень понимания эмоциональных состояний дошкольниками с задержкой психической развития
Эмоции |
Уровни выполнения задания | |||||
выше среднего |
средний |
низкий | ||||
кол-во |
% |
кол-во |
% |
кол-во |
% | |
Радость |
9 |
90 |
- |
- |
1 |
10 |
Грусть |
9 |
90 |
- |
- |
1 |
10 |
Гнев |
4 |
40 |
4 |
40 |
2 |
20 |
Страх |
1 |
10 |
5 |
50 |
4 |
40 |
Удивление |
- |
- |
5 |
50 |
5 |
50 |
Безразличие |
- |
- |
4 |
40 |
6 |
60 |
Отвращение |
- |
- |
2 |
20 |
8 |
80 |
Средняя величина |
33 |
29 |
38 |
Анализ результатов данной методики показал, что на уровне выше среднего с заданием справились 33% от количества всех испытуемых. Эти ребята поняли инструкцию, однако всем требовалась помощь в виде наводящих вопросов и побуждения к ответу. Надо отметить, что большинство детей с помощью музыкального произведения справилось с распознаванием основных эмоций: радость и грусть (9 ребят из 10, что составляет 90% от количества всех испытуемых). Четверо ребят правильно указали пиктограмму, обозначающую гнев (например, Данил П. 6,8 лет, Игорь Б. 6,5 лет). Неумение самостоятельно распознать в изображениях и называть такие эмоциональные состояния, как удивление, безразличие, отвращение, говорит о том, что дошкольникам с задержкой психического развития доступна дифференциация лишь основных эмоций, оттенки эмоциональных состояний дети этой группы распознавать затрудняются. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по совершенствованию эмоциональной сферы дошкольников.
Статьи по педагогике:
Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т. ...
Теоретические основы музыкального воспитания глухих
детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...
Значение контроля знаний, умений и навыков на уроках Мировой
художественной культуры
Проблема контроля за учебной деятельностью учащихся не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разносторонен. Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обу ...