На среднем уровне задание выполнили 29% от количества всех испытуемых. Эти дети были менее сосредоточены во время выполнения задания. Некоторые, например Вика С. 7 лет, говорили: «А я не знаю, я просто слушала». В результате повтора инструкции и установки на внимание при прослушивании музыкального произведения и при соотнесении эмоционального состояния с пиктограммой, дети этой группы справлялись с поставленной задачей. Надо отметить, что правильно самостоятельно определив основные эмоции (радость, грусть, гнев, страх), дошкольники лишь с наводящей помощью взрослого смогли определить оттенки эмоциональных состояний: удивление – 50%, безразличие – 40% от количества всех испытуемых. Было отмечено, что хуже всего дифференцируется эмоция отвращения, соответствующую пиктограмму определили лишь двое ребят (Катя Б. 6,5 лет, Никита Р. 6,5 лет). Такой характер выполнения методики говорит о слабой дифференцировке чужих эмоций, а также о низкой самостоятельности детей с ЗПР. Значит, этой группе ребят необходима коррекционная работа, направленная на развитие эмоциональной сферы.
Низкий уровень выполнения задания показали 38% от количества всех испытуемых. Эти ребята не смогли определить оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение), а также – основные эмоции (радость, грусть, гнев, страх). Например, Саша К. 6 лет не справился с методикой даже при помощи взрослого, т. к. не понял инструкции и не был заинтересован в выполнении задания (мальчик прыгал под музыку). Это говорит недостаточности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. В этом случае требуется индивидуальная, целенаправленная, коррекционная работа по развитию и коррекции всех сторон эмоциональной сферы и поведения.
Таким образом, экспериментальное исследование свидетельствует о недостаточности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития. Выполнение диагностических методик показало невысокий уровень вербальных и невербальных (мимических и пантомимических) средств эмоциональной выразительности. Большинство дошкольников (60%) справились с заданиями «Спой выразительно», «Изобрази» на среднем уровне. Эти методики говорят о недостаточно сформированном умении передавать собственное эмоциональное состояние с помощью жестов и мимики. Серьёзные затруднения у детей с ЗПР вызывает интонационная выразительность. Выполнение методики «Определение понятий» показало, что дети с трудом дифференцируют чужие эмоциональные состояния. С помощью музыкальных произведений ребятам было проще определить основные эмоции – радость, грусть, гнев. Однако оттенки эмоциональных состояний (удивление, безразличие, отвращение) вызывали большие трудности. Характер выполнения заданий говорит о скованности и низкой самостоятельности дошкольников с ЗПР. Надо отметить, что проведение методик в форме музыкальной деятельности детей и использование музыкального сопровождения заинтересовывало ребят и существенно повысило уровень эмоциональной выразительности. Следовательно, требуется проведение коррекционной работы по развитию эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности.
Статьи по педагогике:
Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с задержкой
психического развития
Проблемой изучения развития эмоциональной сферы занимались Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.В. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и другие. В исследованиях этих специалистов эмоциональная сфера рассматривается как важнейшая система психики, тесно связанная с когнит ...
Формирование экологической культуры родителей с использованием
интернет–ресурсов
Цель формирующего эксперимента – сформировать готовность родителей к повышению экологической культуры, используя интернет - ресурсы. Основные направления работы: поиск информации в интернете соответствующей заданной теме, изучение и анализ экологических статей, экологических форумов, обсуждение наи ...
Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...