В древние времена умственное и физическое воспитание дети получали в отцовском доме. Как правило, этим занималась мать, которая особенно тщательно подбирала нянек и кормилиц. Государство, предоставив отцу неограниченную власть над детьми, напрямую не вмешивалось в воспитание. Только в исключительных случаях вредного влияния семейной обстановки на ребенка государство в лице цензора могло пресечь неверное направление в воспитании.
В кругу семьи ребенок с младенчества усваивал традиционные римские добродетели — почтение к богам и законам, скромность в речах и делах, послушание, честность, умеренность и трудолюбие. «Принимает ли домохозяин утром в атриуме, сидя в кресле, клиентов и выслушивает их нужды; отворяет ли он во время празднеств и похорон шкафы с восковыми изображениями славных предков; идет ли речь о великих делах прошлого; поется ли застольная песнь о славе героев и могучих деятелях римской истории,— всегда при этом присутствуют дети-сыновья, и здесь-то их впечатлительный ум запасается здоровыми задатками на целую жизнь»,— свидетельствовал современник. Дети присутствовали при общем обеде, сидя за отдельными столиками или прислуживая родителям. Дочери пряли, ткали и вязали вместе с матерью; сыновья пахали, сеяли и жали вместе с отцом. У него же они учились ездить верхом, плавать, владеть оружием, а также азам чтения, письма и счета.
Поскольку отец не всегда мог дать детям основы образования, ему приходилось обращаться к услугам учителей. В богатых домах учителем зачастую бывал грамотный раб. Многие родители отправляли своих детей в школу. Первое письменное упоминание о школе датируется 449 годом до н. э. Квинтилиан писал, что римские школы располагались в полуоткрытых прихожих каких-нибудь зданий или в особом приспособленном для занятий помещении. Иногда занятия проходили прямо на улице. Учитель из вольноотпущенников обучал детей чтению, письму и счету. Такие школы являлись частным учреждением и не зависели от государства. Они содержались на плату за учение, которую родители учеников вносили на протяжении восьми месяцев. С июля по октябрь включительно продолжались каникулы, на время которых школы в деревнях и элементарные школы в Риме закрывались. Детей учили читать по буквослагательному методу, разработанному греками. Для облегчения изучения азбуки детям иногда давали большие буквы, сделанные из слоновой кости.
Писать учили с прописей на навощенных дощечках, причем учитель водил рукой ученика. Квинтилиан советовал, чтобы ученик для приобретения твердой руки водил стилем по углублениям вырезанных в досках букв и таким образом набивал себе руку.
Счету учились, как и греки, по пальцам и при помощи особых дощечек с камешками. Существовала счетная доска, которую обычно называли Пифагоровой. Вверху она имела восемь небольших углублений. В каждом из них находилось по одному подвижному камешку. Внизу располагалось восемь других, более длинных углублений, семь из которых имели по четыре камешка, а одно — шесть. Сбоку находилось еще три небольших углубления, два из которых имели по одному камешку, а одно — два камешка. Цифра I между нижними углублениями означала единицы, X — десятки, С — сотни и т. д., до миллионов. Камешек верхнего углубления умножал каждый камешек нижнего углубления на пять. Это обозначалось на дощечке тем, что из нижнего углубления вверх подвигалось столько камешков, сколько нужно было умножить. Каждый камешек в углублении О означал 1/12 единицы (или асса), а камешки в боковых углублениях означали 1 /2, 1/3, 1/4 унции.
Кроме того, ученики заучивали наизусть (вероятно еще при обучении письму) законы XII таблиц и записи, сделанные под диктовку учителя.
Занятия в римских школах, так же, как и в греческих, начинались ранним утром. В короткие дни уроки начинали при свете ламп. Обучение мальчиков и девочек было совместным. Дети являлись в школу с дощечками для письма и с сумкой под мышкой левой руки. Сыновей зажиточных родителей провожал в школу раб, а девочек — няня. Заботливые мамаши заранее присылали в школу лакомства и разные печенья, которыми учителя заманивали детей в школу. Для взрослых учеников лакомства сменялись розгой. К этому средству учителя прибегали очень часто. Против использования розги раздавалось много голосов (особенно возражал Квинтилиан), но она продолжала царить в школах.
По свидетельствам, относящимся к концу Республики, видно, что обучение в древнейшие времена ограничивалось чтением, письмом и счетом. Позднее, завоевав южную Италию, римляне познакомились с греческой культурой. Это значительно расширило их кругозор. Постепенно римляне стали ощущать недостатки существовавшего способа воспитания. Сначала в некоторых семействах, а позднее, по примеру Эмилия Павла, и в остальных, обучение перешло к учителям-грекам. Оно состояло не только в практическом изучении греческого языка, как бывало прежде, но и в чтении и комментировании греческих поэтов (в основном Гомера) и прозаиков. К этому добавилось изучение произведений молодой римской литературы, к которой относились: «Одиссея» в переводе Ливия Андроника (ок. 240 г. до н. э.), поэмы и драмы Невия (Bellum Punicum) и Энния (Annales), а впоследствии сочинения Цицерона, Вергилия, Горация и других поэтов. Во время обучения ученики получали сведения по мифологии, истории, географии, метрике, а также по риторике.
Статьи по педагогике:
Особенности ознакомления детей с культурой
зарубежного народа в теории и практике
Иностранный язык в школе - первая, но очень существенная ступень в формировании лингвистически интересной личности. Владение иностранными языками со всей определенностью можно квалифицировать как компонент общей культуры личности, с помощью которого она приобщается к мировой культуре. Однако предст ...
Динамика формирования экологической культуры родителей с использованием
интернет – ресурсов
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности использования интернет – ресурсов в формировании экологической культуры родителей с помощью разработанных нами рекомендаций. Для определения эффективности проделанной работы, мы использовали диагностические методики «Натурафил» и «ЭЗОП», разра ...
Педагогические традиции Западной Европы
Педагогическая теория Яна Амоса Коменского (1592–1670 гг.). Ян Амос Коменский – отец современной педагогики. «Великая дидактика», вышедшая в Амстердаме в 1654 г. – одна из первых научно – педагогических книг. Она является как бы своеобразным сплавом педагогических идей Нового времени. В ней сформул ...