Воспитание в отличие от социализации, рассматривается как процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание). И та, и другая социализация имеют ряд различий в разные периоды развития личности. Одно из самых существующих различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности – это то, что воспитание выступает своеобразным механизмом управления процессами социализации.
Существует две основные функции воспитания:
Упорядочивание всего спектра влияний (физических, социальных)
На личность и создание условий для ускорения процессов социализации с целью развития личности.
В соответствии с этими функциями воспитание позволяет преодолеть или ослабить отрицательные последствия социализации, придать ей гуманистическую ориентацию, востребовать научный потенциал для прогнозирования и конструирования педагогической стратегии и тактики.
Типы воспитания обусловлены уровнем развития общества социальной стратификацией (соотношение социальных групп) и социльно-политическими ориентациями. Поэтому воспитание осуществляется по-разному в тоталитарном и демократическом обществах. В каждом из них воспроизводится свой тип личности, своя система зависимостей и взаимодействий личности.
А.В.Мудрик выделил три группы задач, решаемых на каждом этапе социализации: естественно–культурные, социально-культурные и социально–психологические.
Решение названных задач в процессе воспитания вызвано необходимостью развития личности. Если какая – либо группа задач или более значимые из нее остаются не решаемыми на том или ином этапе социализации, то это либо задерживает развитие личности, либо делает его неполноценным.
Статьи по педагогике:
Воспитание и обучение в период первобытнообщинного строя
В первобытном обществе воспитание осуществлялось преимущественно в процессе включения детей в конкретные виды деятельности. Однако уже на заре человеческой истории существовали первые институализированные формы воспитания – специальные ритуалы. Среди них особую роль играли возрастные инициации, име ...
Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе
педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...
Мариинское женское училище
Мысль о таких женских учебных заведениях, которые бы несколько соответствовали существовавшим мужским гимназиям, мелькала в головах у многих лиц среднего класса, которые задумывались над вопросом об основательном образовании своих дочерей. Отцы и матери, которые не могли или не решались помещать их ...