Воспитание и обучение в Риме

Страница 2

В последние годы Республики риторика приобрела ведущее значение. Она значительно расширилась по своему объему и постепенно сформировалась в самостоятельную науку. Ее преподавали особые учителя, так называемые риторы. Вначале такие учителя подбирались только из греков, чаще всего из рабов. С усилением влияния греческой культуры возникла необходимость усвоения греческого языка с самого юного возраста. Постепенно традиционного римского надзирателя сменил греческий педагог, а няню, провожавшую девочек в школу,— рабыня-гречанка. Кроме педагога детей богатых родителей сопровождал в школу так называемый capsarius, носивший их сумку с учебными принадлежностями. В высших грамматических школах ученики делились на группы. Во времена Августа упоминаются награды, которыми служили старинные или редкие книги.

Помимо больших каникул, обучение на некоторое время прекращалось в Сатурналии — сначала на 1, позднее на 3 или даже на 7 дней. От дыхали от учебы во время Квинкватрий, посвященных богине Минерве (с 19 до 23 марта), 5 дней во время сбора винограда, а также в торжественные дни, которых в Риме было немало. Учебный год начинался в марте после Квинкватрий. Это было связано со старинным обычаем, по которому гражданский год некогда начинался с марта. При поступлении в школу ученики приносили учителю подарки.

Музыка, пение и танцы во времена Римской республики были исключены из школьного обучения как неприличные занятия. Причиной этого было то обстоятельство, что эти искусства стали известны римлянам не в то время, когда они еще имели глубокое образовательное значение, а во время упадка нравственности и свободы, отразившегося на всей римской культуре.

Когда молодому римлянину исполнялось 17 (в конце Республики только 16) лет, его обучение оканчивалось. Только особо одаренные и любознательные молодые люди продолжали заниматься риторической наукой в Риме или в Афинах. На юношу в знак достижения совершеннолетия надевали мужскую тогу. Обычно это происходило 17 марта, в праздник, называемый «liberalia».

С этого момента молодой римлянин считался полноправным в политическом и гражданском отношении гражданином и был обязан отбыть воинскую повинность. Обычно дети римской знати на год поступали под начальство какого-нибудь полководца в качестве новобранцев и в его когорте готовились к получению офицерского чина. Юноши, ощущавшие призвание к гражданской деятельности вообще, и к юридической в частности, обращались к какому- нибудь известному государственному деятелю. Присматриваясь к его политической и судебной деятельности, они совершенствовали свои практические навыки на избранном поприще. Это было возможно лишь в том случае, если политическая обстановка позволяла на время уклоняться от военной службы. Даже после вступления в самостоятельную жизнь римляне не бросали окончательно занятия философией или красноречием. Для этой цели они после завоевания Греции обычно путешествовали в Афины, где иногда оставались надолго. Длительное время в Афинах жили Аттик, Цицерон и его сын, Бибул, Ацидин, Мессал, а позднее Гораций, Овидий и многие другие.

Во времена Империи круг предметов, изучавшихся в школе (енциклиос педиа), расширился за счет прибавления музыки и геометрии, которые еще во времена Цицерона не считались учебными предметами. Квинтилиан считал основными следующие предметы. Прежде всего, педагог должен был учить чтению, письму и счету. За ним грамматике, т. е. знанию частей речи, правильному их употреблению, знанию прямого и переносного значения слов, этимологии и правописанию. Кроме того обучал музыке, но не театральной, а героической. Геометр учил геометрии, а актер — декламации и жестикуляции, крайне необходимым для будущего оратора. Полный курс обучения заканчивали греческие и римские риторы, которые преподавали теорию красноречия, а также практически обучали своих слушателей, заставляя их сочинять и произносить разного рода речи, заключающие в себе совет или возражение.

Римские школы, как и греческие, содержались частными лицами и были независимы от государства. Только с начала II века н. э. правительство и общество начали проявлять заботу об устройстве школ. В государственных школах учителей назначало правительство или община. Но таких учителей было немного, а большинство школ по-прежнему оставались частными. Учителя, получавшие жалование от правительства, пользовались рядом льгот. Например, они освобождались от всяких государственных повинностей.

Первые кафедры римского и греческого красноречия были учреждены в Риме императором Веспасианом. Их профессора получали до 100 тысяч сестерциев, т. е. вчетверо больше, чем, например, военный трибун. Антоний Пий назначил учителей красноречия и философии во все провинции Римской империи. В Афинах учителя философии получали до 10 тысяч драхм.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Динамика формирования экологической культуры родителей с использованием интернет – ресурсов
Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности использования интернет – ресурсов в формировании экологической культуры родителей с помощью разработанных нами рекомендаций. Для определения эффективности проделанной работы, мы использовали диагностические методики «Натурафил» и «ЭЗОП», разра ...

Характеристика понятия «личность». Структура личности
Развитие личности - одна из главных категорий в психологии и педагогике. Развитие личности понимается, как процесс количественных и качественных изменений под влиянием вешних и внутренних факторов. Развитие ведет к изменению качеств личности, к появлению новых свойств. Изменение личности от возраст ...

Психология и педагогика подросткового возраста
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся систе ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru