Формы дистанционного обучения

Образование и воспитание » Дистанционное обучение » Формы дистанционного обучения

Страница 1

Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха­рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес­печить достижение требуемых целей обучения, если бу­дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения, т.е. формы (или вида) занятий. Образовательный же процесс при ДО состоит, как правило, из последовательно чередующихся периодов контактного и неконтактного времени. Длитель­ность их различна. В некоторых случаях контактный пери­од в процессе обучения может вообще отсутствовать.

В педагогической практике выработались такие хо­рошо известные формы обучения, как лекции, семинары, лабораторные занятия, контрольные работы, курсовые ра­боты, зачеты, экзамены, консультации, самостоятельная работа и др. Все они имеют место с определенной специ­фикой и в СДО, как в контактный, так и в неконтактный пе­риоды обучения.

Дадим некоторые характеристики перечисленных канонических форм обучения при их использовании в СДО, подразумевая их, поэтому, и как формы дистанционного обучения.

Лекции. Они являются одними из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической под­готовки обучаемых. Цель лекций - дать систематизирован­ные основы научных знаний по дисциплине, раскрыть про­блематику, состояние и перспективы прогресса в конкрет­ной области науки и техники, сконцентрировать внимание на наиболее сложных и узловых вопросах. Лекции должны стимулировать активную познавательную деятельность обучаемых, способствовать формированию творческого мышления.

В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций, в котором последовательно излагается материал по учебной программе, включает, традиционно, вводные, установочные, ординарные, обзор­ные и заключительные лекции. В ДО особое значение имеют установочные лекции.

Общие требования к лекции в СДО сохраняются. Это научность, доступность, единство формы и содержа­ния, органическую связь с другими видами учебных заня­тий. Вполне удовлетворяется и требование эмоционально­сти изложения, оно достигается в аудио- и видеовариантах, и даже в «электронных лекциях», представленных в виде текстовых файлов, с помощью специальных знаков. На­пример, улыбка на экране отображается комбинацией зна­ков, напоминающих повернутую смеющуюся рожицу.

Лекции в ДО могут проводиться в реальном и «нере­альном» времени, фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется телевиде­ние. Компьютерные видеоконференции могут использо­ваться для индивидуального варианта проведения занятий, а при наличии проекционной техники для проектирования изображения с монитора компьютера на экран.

Первая встреча с материалом в письменной фор­ме, а не непосредственно из сообщения преподавателя, все же предпочтительней (хотя это не совпадает со сти­хийно сложившейся традицией обучения взрослых). При этом наибольший дидактический эффект дает вариант, ко­гда после этого следует консультация, проводимая, на­пример, по электронной почте.

Семинары. Они являются активной формой учеб­ных занятий и широко используются при преподавании всех учебных дисциплин. Семинары строятся, как правило на основе живого творческого обсуждения, товарищеской дискуссии по рассматриваемой тематике. В действитель­ности, как указывают многие педагоги, основной недоста­ток семинарских занятий в настоящее время заключается в пассивности слушателей, в создании видимости актив­ности путем предварительного распределения вопросов и выступлений, в отсутствии подлинно творческой дискус­сии.

Семинары могут проводиться в ДО с помощью ком­пьютерных видео- и телеконференций. В педагогическом аспекте видеовариант ничем не отличается от традицион­ных, так как участники процесса видят друг друга на экра­нах мониторов компьютера. К видеоконференциям надо привыкать. Наблюдается некоторая задержка изображе­ния на экране при движении участников, сказывается не­которая необычность интерьера, начиненного аппарату­рой, отвлечение внимания и др.

Консультации. Это - одна из форм руководства ра­ботой слушателей и оказания ему помощи в самостоятель­ном изучении учебного материала. Консультации могут быть индивидуальные и групповые. В ходе консультации проявляются индивидуальные свойства слушателя как личности (его интеллектуальные, моральные качества, а особенно характеристики психики и сознания обучаемого:

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Наркомания как социально-педагогическая проблема и борьба с ней
В современном российском обществе не создано идейной поддержки демократических реформ, либеральных ценностей, поскольку не существует позитивной социальной мифологии, дающей образцы для подражания. Необходима реабилитация забытых за последние годы ценностей «нормальной жизни» и «нормального человек ...

Категориальный анализ понятий «развитие», «мелкая моторика», графический навык», «речь»
Рассматривая вопрос о развитии мелкой моторики детей старшего возраста необходимо дать пояснения некоторым понятиям. Поясним понятие «развитие». Данное слово встречается во многих научных исследованиях. Им пользуются и психологи, когда говорят о становлении психических процессах, о формировании как ...

Физическое образование: его цели и задачи, содержание и структура
Система физического образования формировалась в многолетней практике изучения физики в общеобразовательных учебных заведениях. Усилиями поколений учителей и ученых школьный курс физики в ХХ в. вполне соответствовал лучшим мировым стандартам, способствовал достижению высокого уровня образованности н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru