Особенности культурного поведения подростков с нарушением интеллекта

Страница 1

В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта.

Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «относительная устойчивая структура умственных способностей индивида».

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением головного мозга.

Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. При умственной отсталости ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).

Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).

Умственная отсталость – это характеристика интеллекта аномального ребёнка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребёнка . Остановимся на причинах, вызывающих умственную отсталость. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).

К внутренним причинам относятся:

- тяжёлое инфекционное заболевание женщины во время беременности (краснуха, грипп);

-интоксикация матери под действием ядовитых веществ происходит нарушение обмена веществ;

-тяжёлые дистрофии матери, приводящие к расстройству формирования плода;

- заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз);

-заболевания матери сифилисом;

- травмы плода (ушиб, удар).

К внешним причинам относятся:

- травматические поражения – травма, ушиб, асфиксия, стремительные роды; - различные заболевания головного мозга у ребёнка;

- нарушение белкового обмена;

- радиация;

- неблагоприятная экологическая обстановка.

Следует выделить фактор наследственности. Примерно 75% составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется в несовместимости крови матери и ребёнка, в хромосомных заболеваниях.

Существует три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.

Большинство среди умственно - отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз – олигофрения в лёгкой степени дебильности. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни.

Дебильность – лёгкая степень умственной отсталости. Такие дети обучаются по специальным образовательным программам, в силу сниженного интеллекта и особенностей эмоционально - волевой сферы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико - синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико - фонематического анализа. Соматические нарушения, общая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей - дебилов, а также особенностей эмоционально- волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально – трудовой адаптации, социальной адаптации и реабилитации.

При несложной форме умственной отсталости ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера относительно сохранена. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально - волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.

По мнению М.С. Певзнер происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно. При одной из форм олигофрении нарушение поведения определяются недоразвитием познавательной деятельности, при ней изменения поведения возникают только в той ситуации, которая олигофрену непонятна полностью. При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности. Она так же полагает, что у умственно отсталых детей из-за замедленного развития психики при формировании поведения усиливается роль влечений.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Динамика физической подготовленности в процессе обучения
На протяжении последних десятилетий специалистов волнует проблема физической подготовленности студентов. Несмотря на постоянное улучшение системы физического воспитания в вузах, она остается пока нерешенной. Одной из причин этого является бурный рост научно-технического прогресса, значительно снизи ...

Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...

Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве
Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый восп ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru