В данном параграфе необходимо обратиться к понятию «интеллект», к причинам, вызывающих умственную отсталость, к особенностям поведения подростков с нарушением интеллекта.
Интеллект (от латинского слова intellektus – разумение, понимание, постижение). В психологической науке рассматривается как «относительная устойчивая структура умственных способностей индивида».
Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, а также эмоционально - волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением головного мозга.
Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей. При умственной отсталости ведущим симптомом является также диффузное (количественное) поражение коры головного мозга. Но не исключаются и отдельные (локальные) поражения, что приводит к разнообразию нарушений в развитии психических, особенно высших познавательных, процессов (восприятия, памяти, словесно-логического мышления, речи и др.) и их эмоциональной сфере (повышенная возбудимость или, наоборот, инертность, вялость).
Нередко у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии (дисплазии, деформация формы черепа и размеров конечностей, нарушения общей, мелкой моторики).
Умственная отсталость – это характеристика интеллекта аномального ребёнка, уже не только и не столько количественная, сколько качественная, показывающая снижение темпа развития интеллекта у такого ребёнка . Остановимся на причинах, вызывающих умственную отсталость. Их принято разделять на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
К внутренним причинам относятся:
- тяжёлое инфекционное заболевание женщины во время беременности (краснуха, грипп);
-интоксикация матери под действием ядовитых веществ происходит нарушение обмена веществ;
-тяжёлые дистрофии матери, приводящие к расстройству формирования плода;
- заражение плода различными паразитами (токсоплазмоз);
-заболевания матери сифилисом;
- травмы плода (ушиб, удар).
К внешним причинам относятся:
- травматические поражения – травма, ушиб, асфиксия, стремительные роды; - различные заболевания головного мозга у ребёнка;
- нарушение белкового обмена;
- радиация;
- неблагоприятная экологическая обстановка.
Следует выделить фактор наследственности. Примерно 75% составляют генетические формы умственной отсталости. Фактор наследственности проявляется в несовместимости крови матери и ребёнка, в хромосомных заболеваниях.
Существует три степени олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия.
Большинство среди умственно - отсталых составляют лица, имеющие медицинский диагноз – олигофрения в лёгкой степени дебильности. У них поражение нервных клеток головного мозга произошло в период внутриутробного развития, в период родов или в первые три года жизни.
Дебильность – лёгкая степень умственной отсталости. Такие дети обучаются по специальным образовательным программам, в силу сниженного интеллекта и особенностей эмоционально - волевой сферы. Это физиологически обусловлено недоразвитием аналитико - синтетической функции высшей нервной деятельности, нарушениями фонематического слуха и фонетико - фонематического анализа. Соматические нарушения, общая ослабленность (особенно на ранних годах обучения), нарушения моторики, свойственные большинству детей - дебилов, а также особенностей эмоционально- волевой сферы, системы побудительных мотивов, характера и поведения в значительной степени ограничивают круг их последующей профессионально – трудовой адаптации, социальной адаптации и реабилитации.
При несложной форме умственной отсталости ребёнок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонения в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально - волевая сфера относительно сохранена. При олигофрении, характеризующейся неустойчивостью эмоционально - волевой сферы по типу возбудимости или заторможенности, присущие ребёнку нарушения отчётливо проявляются в изменениях поведения и снижении работоспособности.
По мнению М.С. Певзнер происхождение нарушенного поведения у разных детей с умственной отсталостью различно. При одной из форм олигофрении нарушение поведения определяются недоразвитием познавательной деятельности, при ней изменения поведения возникают только в той ситуации, которая олигофрену непонятна полностью. При другой форме олигофрении нарушения поведения тесно связаны с имеющимся грубым недоразвитием всей личности. Она так же полагает, что у умственно отсталых детей из-за замедленного развития психики при формировании поведения усиливается роль влечений.
Статьи по педагогике:
Психология и педагогика подросткового возраста
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся систе ...
Методики сбора, обработки и хранения педагогической
информации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления. Сбор, обработка и х ...
Педагогическая поддержка как одна из стратегий воспитания
В последние годы проблема педагогической поддержки детей (подростков), остается достаточно актуальной не только в специальной но и общей педагогике, а также в психологии, социальной педагогике и ряде других отраслей научного познания. Психолого- педагогические основы формирования и развития личност ...