Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 1

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы».

Для формирования содержания образования принято выделять три основных уровня: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит свое отражение в учебном плане школы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных дисциплинах, которые в свою очередь подчиняются учебным программам. Непосредственное же проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно должен соответствовать учебной программе по предмету. Но, как показывает практика, не всегда это является справедливым.

Так при рассмотрении и анализе учебного пособия по физике, рекомендованного к использованию Министерством образования в качестве учебного материала по физике в 11 классах средних школ, были выявлены некоторые несоответствия с учебной программой. Данное учебное пособие было издано в 2009 году. Учебное пособие В.В. Жилко, Л.Г. Марковича соответствует заявленному виду учебного издания и названию. Общую структуру данного учебного пособия можно представить следующим образом: весь учебный материал представлен восьмью главами, разделенными на параграфы. В начале некоторых параграфов помещен материал для повторения, а в середине – материал для любознательных, где описываются интересные физические факты и явления, связанные с данной темой. В конце параграфа следуют контрольные вопросы по теоретической части, затем приводятся примеры решения задач, непосредственно задачи и в конце каждой главы краткий обзор теоретического материала (основные определения, формулы и законы).

По содержанию материала учебное пособие соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на данной ступени образования и практически полностью соответствует учебной программе (за исключением параграфов §17 «Поляризация света», §32 «Химическое действие света» и §49 «Современная естественнонаучная картина мира», которые в учебнике есть, а в программе - нет).

Авторы этого учебника свою авторскую идею содержания теории, разнообразия практических заданий пытаются реализовывать стандартными приемами: введением элементов логики и подбором упражнений разного уровня сложности. Однако необходимых упражнений для закрепления теоретических знаний, приведенных в пособии, по нашему мнению недостаточно. Кроме того они не полностью соответствуют программе. К примеру, в главе «Специальная теория относительности» в учебной программе в пункте «требования к уровню подготовки учащихся» сказано, что ученики должны овладеть навыками решения качественных и количественных задач. Но в действительности не было, ни одной качественной задачи в учебном пособии по данной теме нет. В пособии практически нет упражнений проблемного, творческого и исследовательского характера. Таким образом, содержание упражнений не вполне позволяет учителю использовать углубленное обучение. В пособии отсутствует разметка упражнений на задания обязательного и повышенного уровня, что затрудняет работу учителя по организации дифференцированного обучения. Трудные задания не снабжены необходимыми рекомендациями. В данном учебном пособии при подборе упражнений (вопросов и задач) в основном используются задания репродуктивного уровня; стандартные и типовые задачи. Очень мало качественных задач, а экспериментальные задачи отсутствуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Этапы музыкального развития детей среднего дошкольного возраста
Исследователи в области психологии внесли заметный вклад в изучение возрастных изменений человеческой психики, особенно психики детей дошкольного возраста. Идеи фундаментальных исследований А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, А. А. Маркосяна, В. В. Давыдова и других ученых лежат в основе организации ...

Приёмы развивающего чтения как средство развития самооценки личности младших школьников на уроках чтения
По мнению ряда исследователей, таких как Л.Н. Засорина, В.С. Кукушина и др., развивающее чтение является одним из эффективных факторов, влияющих на процесс самооценивания личности младших школьников. Однако, как считает В.С. Кукушин, термин «развивающее чтение» ещё не получил признание в педагогике ...

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru