Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 1

Одним из основных средств развития личности и формирования ее базовой культуры выступает содержание образования. В традиционной педагогике, ориентированной на реализацию преимущественно образовательных функций школы, содержание образования определяется как «совокупность систематизированных знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, а также определенный уровень развития познавательных сил и практической подготовки, достигнутый в результате учебно-воспитательной работы».

Для формирования содержания образования принято выделять три основных уровня: уровень общего теоретического представления, уровень учебного предмета, уровень учебного материала. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт содержания общего среднего образования находит свое отражение в учебном плане школы. Содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления в учебных планах, получает свою конкретизацию в учебных предметах или учебных дисциплинах, которые в свою очередь подчиняются учебным программам. Непосредственное же проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ. Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно должен соответствовать учебной программе по предмету. Но, как показывает практика, не всегда это является справедливым.

Так при рассмотрении и анализе учебного пособия по физике, рекомендованного к использованию Министерством образования в качестве учебного материала по физике в 11 классах средних школ, были выявлены некоторые несоответствия с учебной программой. Данное учебное пособие было издано в 2009 году. Учебное пособие В.В. Жилко, Л.Г. Марковича соответствует заявленному виду учебного издания и названию. Общую структуру данного учебного пособия можно представить следующим образом: весь учебный материал представлен восьмью главами, разделенными на параграфы. В начале некоторых параграфов помещен материал для повторения, а в середине – материал для любознательных, где описываются интересные физические факты и явления, связанные с данной темой. В конце параграфа следуют контрольные вопросы по теоретической части, затем приводятся примеры решения задач, непосредственно задачи и в конце каждой главы краткий обзор теоретического материала (основные определения, формулы и законы).

По содержанию материала учебное пособие соответствует требованиям к уровню подготовки учащихся на данной ступени образования и практически полностью соответствует учебной программе (за исключением параграфов §17 «Поляризация света», §32 «Химическое действие света» и §49 «Современная естественнонаучная картина мира», которые в учебнике есть, а в программе - нет).

Авторы этого учебника свою авторскую идею содержания теории, разнообразия практических заданий пытаются реализовывать стандартными приемами: введением элементов логики и подбором упражнений разного уровня сложности. Однако необходимых упражнений для закрепления теоретических знаний, приведенных в пособии, по нашему мнению недостаточно. Кроме того они не полностью соответствуют программе. К примеру, в главе «Специальная теория относительности» в учебной программе в пункте «требования к уровню подготовки учащихся» сказано, что ученики должны овладеть навыками решения качественных и количественных задач. Но в действительности не было, ни одной качественной задачи в учебном пособии по данной теме нет. В пособии практически нет упражнений проблемного, творческого и исследовательского характера. Таким образом, содержание упражнений не вполне позволяет учителю использовать углубленное обучение. В пособии отсутствует разметка упражнений на задания обязательного и повышенного уровня, что затрудняет работу учителя по организации дифференцированного обучения. Трудные задания не снабжены необходимыми рекомендациями. В данном учебном пособии при подборе упражнений (вопросов и задач) в основном используются задания репродуктивного уровня; стандартные и типовые задачи. Очень мало качественных задач, а экспериментальные задачи отсутствуют.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Педагогические ценности руководителя и их роль в развитии и совершенствовании работы Центра славянской культуры Губкинского городского округа
Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах специалистов любого уровня, дают возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций. С годами на губкинской территории была создана сист ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Особенности эстетического воспитания детей с недостатками слуха
Эстетическое воспитание – это процесс целенаправленного и систематического влияния на формирование у учащихся эстетического восприятия и понимания прекрасного в природе, искусстве, обществе, художественного вкуса и способности к художественному творчеству. Работа школы-интерната по эстетическому во ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru