Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 4

Как ни интересна была бы задача сама по себе, "отдача" от нее зависит от всего контекста процесса обучения. Опытный преподаватель озабочен не только выбором подходящих по теме и поучительных в том или ином отношении задач, а построением такой их последовательности, когда одна задача помогает решить другую, а значение отдельной задачи проясняется в свете целого. Когда такая последовательность задач раскрывает содержание с достаточной полнотой, то можно говорить о позадачном структурировании темы. Оно позволяет обратить внимание учащихся на существенные моменты, значение которых зачастую ускользает при пассивном знакомстве с темой только по изложению в учебнике. Такое структурирование образует благоприятную основу для развития навыков интеграции знаний.

"Большинство задач из задачников и учебников мало связаны между собой: они служат для иллюстрации какого-то одного конкретного правила и дают возможность приобрести практику лишь в его применении. После того как эти задачи сослужили свою службу, их можно (и нужно) забыть. В противоположность им . задачи с глубоким подтекстом . порождают поучительные вопросы, из которых в свою очередь возникают новые интересные задачи, - и так продолжается до тех пор, пока разветления первоначальной задачи не покроют весьма широкую область". Указанная Д. Пойа особенность задач с глубоким подтекстом имеет глубокое психологическое значение для учебного процесса. Задачи, находящиеся в обозримой связи друг с другом, решение каждой из которой представляет и воспринимается как заметное продвижение, открывающее новые перспективы, создают дополнительную мотивацию для интеллектуальной активности учащихся.

Во многом решающим здесь является выбор соразмерной возможностям учащихся величины "шага". С одной стороны, задачи, почти не содержащие элемента неожиданности и новизны, мало что дают для развития учащихся и приводят к утрате интереса. С другой стороны, задачи, которые при данном уровне подготовки учащихся не поддаются их усилиям, тоже малоэффективны. Примерным критерием может служить следующее: если полное решение задачи требует преподавательского вмешательства и помощи в объеме выше 50%, то последовательность задач требует пересмотра.

Задачи, восходящие к научной практике и обращенные к явлениям природы, не только расширяют кругозор учащихся, но и помогают осознать плодотворность физических законов и методов в применении к реальным ситуациям. При этом они не обязательно труднее "стандартных" задач, в которых фигурируют предельно упрощенные и идеализированные системы. Более того, в таких задачах естественно возникает момент выбора необходимых в конкретном контексте упрощений и идеализации, что, безусловно, ценно в методическом плане. Примечательно, что добиваясь доходчивого и адекватного духу науки освещения тех или иных вопросов, многие авторы, как в учебной, так и в научно-популярной литературе прибегают к изложению по форме и по существу близкому позадачному структурированию.

Физика — экспериментальная наука. Без демонстрационного эксперимента и лабораторного практикума нет полноценного приобщения к методам и самому духу физического исследования. Эффективность этих компонентов учебного курса заметно повышается при системном использовании задач, подготавливающих учащихся к разным аспектам опытного исследования.

Задачи-демонстрации, когда требуется не только объяснить демонстрируемое явление, но и самому изготовить простую установку и провести опыты и измерения, способствуют более глубокому и эмоциональному восприятию изучаемого материала и развивают важные практические и интеллектуальные навыки.

Экспериментальные задачи и лабораторные работы исследовательского характера, в которых знакомство с новыми физическими явлениями предваряет их последующее изучение, способствует развитию творческих способностей учащихся и их самостоятельности.

Учебная и методическая литература, посвященная приобщению учащихся к опытному исследованию, содержит обширный и полезный в практике преподавания материал.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Статьи по педагогике:

Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к се ...

Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для нравственно-патриотического воспитания
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, запускаются процессы становления и формирования социокультурного опыта. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знае ...

Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru