Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 8

Решение задач по физике исторического характера способствует развитию любознательности, углубленному и осмысленному усвоению курса физики, патриотическому воспитанию учащихся.

С целью формирования у учащихся практических умений и навыков в учебном процессе по физике применяются задачи с практическим содержанием (их обычно называют практическими заданиями). Такие задания предусматривают подтверждение или проверку физических закономерностей, применение знаний на практике, наблюдение за протеканием физических процессов и т. д. В качестве примера приведем следующие задания:

Определите толщину листа книги.

Сделайте из цветного пластилина модели двух молекул воды. Затем из этих молекул составьте модели молекул кислорода и водорода.

Определите, какое давление вы произведете при ходьбе и стоя на месте.

Такие задания предлагаются учащимся чаще всего в качестве домашних наблюдений, расчетов.

По характеру формулировки условия физические задачи делятся на текстовые, экспериментальные и графические. Наибольшее применение в учебном процессе получили текстовые задачи. Это такие задачи, условие которых выражено словесно, в виде текста, и содержит все необходимые данные, кроме физических констант. Текстовые задачи могут формулироваться с опорой на рисунок, чертеж, схему, фотографию, таблицу и др.

Однако условие задачи в виде текста оказывается неудобным для образного представления задачи. Поэтому процесс восприятия задачи сопровождается перекодированием ее условия. Первой формой перекодирования является переход от задачи в виде текста к краткой записи ее условия в виде буквенных и знаковых обозначений, выполнения рисунков, схем электрических цепей и др. Возможно и дальнейшее перекодирование, например, использование для кодирования диаграмм сил (выделение взаимодействующих тел и изображение мер этих взаимодействий с помощью векторов сил), аналитической формы записи условия задачи и др.

Важным фактором, определяющим мыслительную деятельность учащихся при решении текстовых задач, являются характер и особенности параметров условия, их компонентный состав. Задачи по физике характеризуются следующими параметрами: заданными и открытыми; постоянными и переменными; поясняющими и ограничивающими.

Заданные параметры обычно характеризуют начальное и конечное состояния системы, о которой говорится в задаче.

Ограничивающие параметры позволяют определить условия применимости физических законов, принципов, правил в конкретных ситуациях. Так, некоторые законы и положения, справедливые в земных условиях, неприменимы в состоянии невесомости (расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда; возникновение выталкивающей силы; явление конвекции).

Поясняющие параметры обычно указывают на те упрощения, которые следует сделать для решения задачи (сопротивление воздуха не учитывать; массой блока пренебречь; гравитационное поле Земли считать однородным и т. п.).

Выявление и учет параметров (и других компонентов задачи) является начальным этапом применения метода моделирования, на основе которого решаются физические задачи. Сущность этого метода заключается в том, что для исследования задачной ситуации создается ее модель, которая заменяет оригинал и служит предметом изучения. С этой целью объекты, явления, процессы и др., представленные в задаче, заменяются их идеализированными моделями (материальная точка, абсолютно черное тело, идеальный газ, модель атома и др.). Сами задачи по физике с абстрактным содержанием можно рассматривать как идеализированные модели реальных физических задач с конкретным содержанием.

Психологи считают, что в процессе решения физических задач используются модели двух видов: вспомогательные и решающие. Вспомогательные модели (рисунки, схемы, графики, модели отдельных объектов) служат для анализа условия задачи, выявления ее основных частей и структуры, поиска метода решения задачи. Решающие модели представляют собой новые задачи, заменяющие исходные задачи и в каком-то отношении более удобные, чем они. С точки зрения психологии, процесс решения задачи это процесс ее перемоделирования, т. е. построение цепи моделей исходной задачи, конечными звеньями которой являются задачи-модели, методы решения которых известны.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по педагогике:

Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...

Культура и образование
В рассмотрении данной проблемы возникают вопросы: какое место образование занимает в культуре, что такое культурология образования, что такое культура образования? Образование в пространстве культуры. Любое общество представляет собой культурное целое, внутри которого развивается и функционирует об ...

Методика формирования культуры общения у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru