Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 12

№723: «Первичная обмотка трансформатора имеет n1=2400 витков. Определите количество витков n2 во вторичной обмотке, когда при силе тока в ней I2=1,2 А необходимо передавать во внешнюю цепь мощность Ρ2=24,0 Вт. Напряжение в сети U1=380 В.»

№727: «Трансформатор, который имеет в первичной обмотке n1=300 витков, включен в сеть напряжением U1=220 В. Во вторичную цепь трансформатора, которая имеет n2=200 витков, включен резистор сопротивлением R=80 Ом. Определите силу тока I2 во вторичной цепи, когда падение напряжения в ней U2=80 В.»[2, c.127-128]

Как можно заметить, что эти задачи похожи как по формулировке, так и по способу решения. То есть при помощи них усваиваются основные понятия и формулы по теме «Трансформаторы» и тем самым видится определенный алгоритм решения задач по этой теме. Когда же ученик столкнется с похожими задачами, но имеющими межпредметные связи или использующими формулы и понятия из различных разделов физики, то есть более сложными по своей структуре, то с такими задачами он просто напросто не справится, так как будет пытаться применить определенный алгоритм решения. И это, по нашему мнению, является ошибочным и неправильным, потому что тем самым мы не развиваем физическое мышление учеников.

На третий раздел «Оптика» предусмотрено значительное количество задач, а именно 306 задач. Из них 118 рассчитаны на оценки от 1 до 5 и, оставшиеся 188, на оценки от 6 до 10. Хоть и отмечаем значительное количество задач, но на первую тему «Электромагнитная природа света. Интерференция света» отведено автором только 6 задач: №807, 808, 815, 816, 823, 824. Причем для №807 и 808 условия одинаковы, лишь небольшая разница в длинах волн (в первом случае диапазон длин волн – 600-800 нм, а во втором – 400-600 нм). На следующую тему «Дифракция света» предлагается значительное количество задач (около 44), но каждая последующая похожа на предыдущую. Например:

№805: «Найдите длину волны монохроматического света, который падает нормально на дифракционную решетку, когда угол между максимумами первого порядка α=80. Дифракционная решетка содержит N=120 штрихов на миллиметр».

№806: «Определите длину волны монохроматического света, падающего нормально на дифракционную решетку с периодом d=3,0 мкм, когда угол между направлениями на максимумы третьего и второго порядков ∆ = 100».

Опять же, данные задачи помогают отработать понятия и формулы по дифракции света, но дополнительной информации никакой другой не несут. Тоже самое можно отметить и для оставшихся тем – необходимо знать формулы и путем математических преобразований решить задачу.

На четвертый раздел «Основы специальной теории относительности» предусмотрено сборником 45 задач. Из них 21 рассчитаны на оценки от 1 до 5 и, оставшиеся 24, на оценки от 6 до 10. В этом разделе хоть и все задачи по способу решения количественные, но зато по содержанию довольно разнообразны. К примеру в №1117 необходимо найти через сколько лет масса Солнца уменьшится на 1% или №1121 где необходимо определить разность во времени между двумя ударами молний в концы вагона. Однако опять таки эти задачи идут на отработку алгоритма решения, а не на сущность физических явлений.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данный сборник задач по физике является недостаточно доработанным и не полностью учитывает современные тенденции в развитии физики как науки в целом, так и школьного предмета в частности. Этот сборник в основном сориентирован на односторонность в решении задач, алгоритмизацию подходов и способов решения задач, не предоставляя возможности ученикам творчески мыслить. Решая задачи из этого сборника, ученики развивают математические способности по выводу искомых формул, но при этом не всегда вдаются в физическую сущность явлений.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13

Статьи по педагогике:

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Общие вопросы методики обучения решению простых задач
Научить детей решать задачи – значит научить их устанавливать связи между данными и искомым и в соответствии с этим выбирать, а затем и выполнять арифметические действия. Центральным звеном в умении решать задачи, которым должны овладеть учащиеся, является усвоение связей между данными и искомым. О ...

Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru