№723: «Первичная обмотка трансформатора имеет n1=2400 витков. Определите количество витков n2 во вторичной обмотке, когда при силе тока в ней I2=1,2 А необходимо передавать во внешнюю цепь мощность Ρ2=24,0 Вт. Напряжение в сети U1=380 В.»
№727: «Трансформатор, который имеет в первичной обмотке n1=300 витков, включен в сеть напряжением U1=220 В. Во вторичную цепь трансформатора, которая имеет n2=200 витков, включен резистор сопротивлением R=80 Ом. Определите силу тока I2 во вторичной цепи, когда падение напряжения в ней U2=80 В.»[2, c.127-128]
Как можно заметить, что эти задачи похожи как по формулировке, так и по способу решения. То есть при помощи них усваиваются основные понятия и формулы по теме «Трансформаторы» и тем самым видится определенный алгоритм решения задач по этой теме. Когда же ученик столкнется с похожими задачами, но имеющими межпредметные связи или использующими формулы и понятия из различных разделов физики, то есть более сложными по своей структуре, то с такими задачами он просто напросто не справится, так как будет пытаться применить определенный алгоритм решения. И это, по нашему мнению, является ошибочным и неправильным, потому что тем самым мы не развиваем физическое мышление учеников.
На третий раздел «Оптика» предусмотрено значительное количество задач, а именно 306 задач. Из них 118 рассчитаны на оценки от 1 до 5 и, оставшиеся 188, на оценки от 6 до 10. Хоть и отмечаем значительное количество задач, но на первую тему «Электромагнитная природа света. Интерференция света» отведено автором только 6 задач: №807, 808, 815, 816, 823, 824. Причем для №807 и 808 условия одинаковы, лишь небольшая разница в длинах волн (в первом случае диапазон длин волн – 600-800 нм, а во втором – 400-600 нм). На следующую тему «Дифракция света» предлагается значительное количество задач (около 44), но каждая последующая похожа на предыдущую. Например:
№805: «Найдите длину волны
монохроматического света, который падает нормально на дифракционную решетку, когда угол между максимумами первого порядка α=80. Дифракционная решетка содержит N=120 штрихов на миллиметр».
№806: «Определите длину волны
монохроматического света, падающего нормально на дифракционную решетку с периодом d=3,0 мкм, когда угол между направлениями на максимумы третьего и второго порядков ∆
= 100».
Опять же, данные задачи помогают отработать понятия и формулы по дифракции света, но дополнительной информации никакой другой не несут. Тоже самое можно отметить и для оставшихся тем – необходимо знать формулы и путем математических преобразований решить задачу.
На четвертый раздел «Основы специальной теории относительности» предусмотрено сборником 45 задач. Из них 21 рассчитаны на оценки от 1 до 5 и, оставшиеся 24, на оценки от 6 до 10. В этом разделе хоть и все задачи по способу решения количественные, но зато по содержанию довольно разнообразны. К примеру в №1117 необходимо найти через сколько лет масса Солнца уменьшится на 1% или №1121 где необходимо определить разность во времени между двумя ударами молний в концы вагона. Однако опять таки эти задачи идут на отработку алгоритма решения, а не на сущность физических явлений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что данный сборник задач по физике является недостаточно доработанным и не полностью учитывает современные тенденции в развитии физики как науки в целом, так и школьного предмета в частности. Этот сборник в основном сориентирован на односторонность в решении задач, алгоритмизацию подходов и способов решения задач, не предоставляя возможности ученикам творчески мыслить. Решая задачи из этого сборника, ученики развивают математические способности по выводу искомых формул, но при этом не всегда вдаются в физическую сущность явлений.
Статьи по педагогике:
Профессиональная культура руководителя этнокультурного центра
в переносе на его педагогическую деятельность
Личностные и профессиональные качества руководителя этнокультурного центра дополняются педагогическими знаниями и навыками, которые в определенных обстоятельствах становятся его основными обязанностями. Собственно все перечисленные знания и компетентности являются базовыми для его педагогической де ...
Факторы формирования самооценивания детей младшего школьного возраста
Самооценка – элемент самосознания, характеризующая эмоционально насыщенными оценками самого себя как личность, собственных способностей, нравственных качеств и поступков, важный регулятор поведения. Самооценка определяет взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к се ...
Виды наказаний и обоснованность их применения
Наказание проявляется в замечании, выговоре, общественном порицании, отстранении от важного дела, моральном исключении из общественной повседневной жизни класса, сердитом взгляде педагога, его осуждении, возмущении, упреке или намеке на него, иронической шутке. Чтобы педагогические наказания были, ...