Теперь проанализируем качественный и количественный состав данных задач.
Раздел №1. Механические колебания и волны |
На этот раздел предусмотрено 3 часа по программе, а именно темы: «Уравнение гармонических колебаний»; «Пружинный и математический маятники»; «Колебательное движение». |
В данном сборнике задач это раздел №5 «Механические колебания» (задачи №563 – 666). |
Раздел №2. Электромагнитные колебания и волны |
На этот раздел предусмотрено 2 часа по программе, а именно темы: «Электромагнитные колебания» «Переменный электрический ток. Трансформатор». |
В данном сборнике задач это раздел №6 «Электромагнитные колебания» (задачи №667 – 734). |
Раздел №3. Оптика |
На этот раздел предусмотрено 5 часов по программе, а именно темы: «Электромагнитная природа света. Интерференция света» «Дифракция света» «Закон преломления света» «Формула тонкой линзы» «Оптические приборы». |
В данном сборнике задач это раздел №8 «Волновая оптика» (задачи №775 – 824), раздел №9 «Геометрическая оптика» (задачи №825 – 1082). |
Раздел №4. Основы специальной теории относительности |
На этот раздел предусмотрен 1 час по программе, а именно тема: «Основы специальной теории относительности». |
В данном сборнике задач это раздел №10 «Элементы теории относительности» (задачи №1083 – 1127). |
То есть на первую тему «Механические колебания и волны» предусмотрено сборником 104 задачи. Из них 26 рассчитаны на оценки от 1 до 5 и, оставшиеся 78, на оценки от 6 до 10. Наибольшее количество задач на отметку 10 – всего 28, а наименьшее на отметку 1 – всего 6. Задачи представлены в достаточном количестве, но большим разнообразием не отличаются. Для примера возьмем задачи №574, 592 и 594.
№574: «Как и во сколько раз k изменится частота колебаний ν математического маятника, когда его длина l уменьшилась в n=9 раз?»
№592: «Определите отношение частот колебаний маятников , когда их длины относятся как
»
№594: «Как необходимо изменить длину l маятника, чтобы частота ν его колебаний увеличилась в n=3 раза?» [2, c.105-107]
Для решения этих задач необходимо применить формулу периода колебаний математического маятника: и формулу частоты колебаний:
. То есть задачи, по сути, практически решаются в два действия, где требуется знание только этих формул. Такие задачи необходимы только для закрепления знаний, но никаких других функций они не несут. А такого рода задачи преобладают в данном сборнике (примерно 90%), поэтому они, по нашему мнению, развивают учеников однобоко, не показывая связи с другими разделами физики, и не устанавливают межпредметные связи.
В разделе «Механические колебания и волны» все задачи по характеру требований относятся к задачам на нахождение искомого, по содержанию – к ситуативным и абстрактным, по способу решения – количественные. Можно отметить наличие нескольких задач (всего 5) познавательного характера, например, на нахождение частоты колебаний кузова автомобиля.
На вторую тему «Электромагнитные колебания и волны» предусмотрено сборником 68 задач. Из них 29 рассчитаны на оценки от 1 до 5 и, оставшиеся 39, на оценки от 6 до 10. По своему составу задачи в корне не отличаются от предыдущего раздела, то есть все относятся по содержанию – к ситуативным и абстрактным, по способу решения – количественным. Эти задачи служат на проверку формул и законов для данной темы, но не устанавливают связей с другими разделами физики и предметами в целом. Опять же такие задачи уместны только на первых уроках для закрепления материала и в качестве домашних заданий. Для примера рассмотрим следующие задачи:
Статьи по педагогике:
Классификация досуга по числу участников
По количеству участников формы досуга могут быть: - индивидуальные (чтение книг, просмотр фильмов и телепередач, прогулка, занятия спортом, рисованием, музыкой и т.п.); - групповые (занятия в секциях, кружках, по разным направлениям, экскурсии); - массовые (фестивали, праздники, конкурсы, соревнова ...
Шестилетний ребенок
Шестилетний ребенок существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в т ...
Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисцип ...