Задачи с межпредметным содержанием являются одной из форм межпредметных связей. Для их составления, анализа и решения необходимо знание различных учебных предметов (математики, химии, астрономии, биологии и др.). Межпредметное содержание обычно задается в их условии или выявляется при решении. Соотношение основного и смежного предметов в содержании задач может быть различным. Задача по физике может содержать параметры (термины, символы и т. д.) из смежного предмета, которые в решении непосредственно не используются, например: «Длина наружного слухового канала уха человека (следовательно, и длина резонирующего в нем столба воздуха) составляет 2,7 см. При какой частоте звука слышимость будет наилучшей?»
В условие задачи может включаться материал смежного предмета в неявном виде, но без его использования решение задачи невозможно, например: «Указать, какие из следующих примесей: фосфор, алюминий, мышьяк, сурьма, галлий, бор, кремний, углерод – придают германиевому полупроводнику электронную, а какие – дырочную проводимость».
Содержание задачи может включать материал смежного предмета, необходимого для ее решения, в явном виде, например: «Сравнить время покрытия детали слоем цинка и серебра одинаковой массы при одной и той же силе тока в гальванической ванне».
Задачи с межпредметным содержанием можно применять на всех этапах усвоения учебного материала по физике, а также при его повторении и систематизации. Использование таких задач в учебном процессе позволяет сообщить учащимся более глубокие знания по смежным предметам, создать у них системные представления о многих явлениях природы, показать единство законов природы, подготовить к целостному восприятию научной картины мира.
При классификации по содержанию выделяют также задачи с техническим, графическим, экспериментальным, практическим, историческим, краеведческим, бытовым и др. содержанием.
К задачам с техническим содержанием относятся задачи, в которых сообщаются сведения о промышленном и сельскохозяйственном производстве, транспорте, связи и др. Они должны быть логически связаны с учебным материалом по физике и содержать сведения о технических объектах и явлениях, имеющих широкое применение в народном хозяйстве. Особенно ценны задачи, в которых производятся распространенные в технике расчеты (расчет электрической цепи, определение расходов электроэнергии и т. д.). Например: «Рассчитать сечение алюминиевого провода линии электропередачи от станции к предприятию, если длина линии l, передаваемая мощность Ρ, напряжение, под которым передается энергия, U. Потери мощности Ρ1».
Задачи с техническим содержанием должны не только по содержанию, но и по форме возможно ближе подходить к производственным условиям (содержать реальные данные, предполагать использование паспортных данных машин и установок, сведений из справочной литературы, чертежей, схем и т. д.). Например: «Рассчитать стоимость электроэнергии, потребляемой вашей стиральной машиной за 1,5 ч». Применение таких задач в учебном процессе способствует политехнической подготовке учащихся, повышает их интерес к физике, знакомит с достижениями и перспективами развития современной техники.
Задачи с историческим содержанием содержат сведения исторического характера о физических опытах, открытиях, изобретениях, методах определения физических величин и т. п. Они позволяют ввести элементы истории физики и техники в курс физики средней школы. Например: «В электрических лампах, созданных А.Н. Лодыгиным (1872 г.), нагревался угольный стержень. Рассчитать мощность шестивольтной лампочки Лодыгина, если угольный стержень имел длину 6 см и диаметр 2 мм».
С помощью задач по физике исторического содержания можно показать те огромные изменения, которые произошли в науке и технике. Например: «Первый в мире электроход Б.С. Якоби имел мощность двигателя 180 Вт. Судно прошло по Неве (13 сентября 1838 г.) 7 км за 3 ч. Какую работу совершил двигатель и чему равна его сила тяги?» Для сравнения надо сообщить учащимся сведения об аналогичных современных машинах и установках.
Статьи по педагогике:
Исследование физико-географических условий
Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м. Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шель ...
Педагогические требования
к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального
профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...
История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...