Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 3

Таким образом, данное учебное пособие является недостаточно доработанным и содержит определенное количество недочетов и неточностей. Поэтому при подготовке учителя к уроку необходимо очень осторожно и внимательно использовать учебный материал данного пособия и, по возможности, обращать внимание учеников на эти неточности, а также использовать как можно больше источников, в частности учебников, физических словарей, энциклопедий, журналов и т. д. других авторов, издательств.

Давно назрела необходимость в анализе и обобщении методического и дидактического материала по разным направлениям образовательной деятельности в области физики и находящего применения за пределами физико-математической школы. При всех различиях условий и целей общеобразовательных и специализированных школ опыт последних лет имеет, и общее значение и во многом указывает направление назревших изменений.

Из образовательной политики в области государственного тестирования следует, что умение решать задачи становится основным критерием успешности обучения физике. В свете этого рассмотрение учебной задачи как элемента, конструирующего весь процесс обучения и обеспечивающего активную познавательную деятельность учащихся, представляется своевременным.

В школах практика по решению задач является основным средством приобщения учащихся к содержанию и методам физики. Основная причина в том, что для подлинного усвоения физики и успешного обучения в вузе важны именно те навыки, которые развиваются при решении задач, но это не отражается при распределении учебных часов. Так, сейчас для 11-го класса средней общеобразовательной школы предусмотрено Министерством образования всего 70 часов физики (т. е. 2 часа в неделю) и из них 16 часов на уроки по решению задач. Поэтому можно судить, что при построении курсов физики в общеобразовательной школе задачи рассматривают как необходимый, но все же вспомогательный компонент курса, который к тому же все чаще подвергается сокращению.

Вместе с тем заметна опасная тенденция вырождения образовательного процесса в "натаскивание" на типовые, стандартные задачи, что не отвечает целям полноценного физического образования и практически неэффективно. Это не позволяет системно и в полную силу использовать высокий обучающий и развивающий потенциал задач, ввести в общую практику многие ценные методические находки и приемы, мало способствует воспитанию интереса к физике, не позволяет гибко учесть возрастные и другие особенности учащихся.

Назначение задач в курсе физики общеобразовательной школы зачастую понимается неоправданно узко. Более того, многие известные и доказавшие свою плодотворность методические подходы не используются в полной мере. Поэтому есть смысл остановиться на общем рассмотрении назначения задач и наметить связи с темой данного исследования.

Нельзя понять физику, не решая задач. Решение задач важнейший вид учебной деятельности, в которой учащиеся овладевают теоретическим содержанием курса физики, развиваются их творческие способности, формируются способы и структуры деятельности, лежащие в основе продуктивного мышления.

Распространенное мнение о том, что задачи служат для проверки знаний, чересчур односторонне. Решение задач является и средством овладения знаниями и методами физического мышления, помогают ощутить дух научного поиска. Интересная и важная задача - своего рода вызов творческим способностям учащихся, она вызывает эмоции, а проблема, в ней поставленная, становится их собственной проблемой.

Использование задач в учебной деятельности многоаспектно и здесь важны не только "прямое" и "стандартное" назначение в локальном контексте, но и "сопутствующие" методические цели, которые обеспечивают интегральный эффект. Реализация таких целей требует и соответствующего построения курса в целом. Это, прежде всего, относится к возможностям пропедевтики, когда для "отработки" какого-либо раздела курса используются задачи, подготавливающие усвоение других разделов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Барьеры в педагогическом взаимодействии
Сложной, педагогически значимой проблемой педагогической психологии, психологии общения является проблема затруднений, или «барьеров» общения, с которыми человек сталкивается в деятельности, в общении. Хотя само явление трудностей понимания, интерпретации высказывания (текста) и его порождения в ди ...

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru