Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Образование и воспитание » Учебно-методический комплекс как средство подготовки учащихся 11 класса по физике » Научно-методический анализ учебно-методического комплекса по физике для 11 класса средней школы

Страница 3

Таким образом, данное учебное пособие является недостаточно доработанным и содержит определенное количество недочетов и неточностей. Поэтому при подготовке учителя к уроку необходимо очень осторожно и внимательно использовать учебный материал данного пособия и, по возможности, обращать внимание учеников на эти неточности, а также использовать как можно больше источников, в частности учебников, физических словарей, энциклопедий, журналов и т. д. других авторов, издательств.

Давно назрела необходимость в анализе и обобщении методического и дидактического материала по разным направлениям образовательной деятельности в области физики и находящего применения за пределами физико-математической школы. При всех различиях условий и целей общеобразовательных и специализированных школ опыт последних лет имеет, и общее значение и во многом указывает направление назревших изменений.

Из образовательной политики в области государственного тестирования следует, что умение решать задачи становится основным критерием успешности обучения физике. В свете этого рассмотрение учебной задачи как элемента, конструирующего весь процесс обучения и обеспечивающего активную познавательную деятельность учащихся, представляется своевременным.

В школах практика по решению задач является основным средством приобщения учащихся к содержанию и методам физики. Основная причина в том, что для подлинного усвоения физики и успешного обучения в вузе важны именно те навыки, которые развиваются при решении задач, но это не отражается при распределении учебных часов. Так, сейчас для 11-го класса средней общеобразовательной школы предусмотрено Министерством образования всего 70 часов физики (т. е. 2 часа в неделю) и из них 16 часов на уроки по решению задач. Поэтому можно судить, что при построении курсов физики в общеобразовательной школе задачи рассматривают как необходимый, но все же вспомогательный компонент курса, который к тому же все чаще подвергается сокращению.

Вместе с тем заметна опасная тенденция вырождения образовательного процесса в "натаскивание" на типовые, стандартные задачи, что не отвечает целям полноценного физического образования и практически неэффективно. Это не позволяет системно и в полную силу использовать высокий обучающий и развивающий потенциал задач, ввести в общую практику многие ценные методические находки и приемы, мало способствует воспитанию интереса к физике, не позволяет гибко учесть возрастные и другие особенности учащихся.

Назначение задач в курсе физики общеобразовательной школы зачастую понимается неоправданно узко. Более того, многие известные и доказавшие свою плодотворность методические подходы не используются в полной мере. Поэтому есть смысл остановиться на общем рассмотрении назначения задач и наметить связи с темой данного исследования.

Нельзя понять физику, не решая задач. Решение задач важнейший вид учебной деятельности, в которой учащиеся овладевают теоретическим содержанием курса физики, развиваются их творческие способности, формируются способы и структуры деятельности, лежащие в основе продуктивного мышления.

Распространенное мнение о том, что задачи служат для проверки знаний, чересчур односторонне. Решение задач является и средством овладения знаниями и методами физического мышления, помогают ощутить дух научного поиска. Интересная и важная задача - своего рода вызов творческим способностям учащихся, она вызывает эмоции, а проблема, в ней поставленная, становится их собственной проблемой.

Использование задач в учебной деятельности многоаспектно и здесь важны не только "прямое" и "стандартное" назначение в локальном контексте, но и "сопутствующие" методические цели, которые обеспечивают интегральный эффект. Реализация таких целей требует и соответствующего построения курса в целом. Это, прежде всего, относится к возможностям пропедевтики, когда для "отработки" какого-либо раздела курса используются задачи, подготавливающие усвоение других разделов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Статьи по педагогике:

Педагогические требования к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...

Игровые обучающие ситуации типа путешествий
Еще один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещения выставок, сельскохозяйственных ферм, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путе ...

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru