Разделение курса физики на "теорию" и "задачи" имеет определенные основания, но не является абсолютным. Ряд успешно применяемых методических разработок показывает широкие возможности переноса материала из одной сферы в другую. Скажем, традиционно относимое к "теории" введение и определение новых понятий, включая важнейшие, может быть весьма эффективно проведено через постановку, решение и обсуждение задач.
Чтобы высокий развивающий потенциал задач был задействован, главное не просто выделить на них большее время. Требуется создание соответствующей структуры обучающей деятельности. Само построение курса физики должно быть ориентировано на то, чтобы всемерно использовать методические возможности учебной задачи. Учебная задача тогда выступает как методическая основа построения курса физики. Изложение содержания курса строится как процесс решения и обсуждения взаимосвязанных задач, в ходе которого учащиеся не просто применяют изученное на практике, но и усваивают новые понятия, развивают представления о методе физики как науки, приобщаются к элементам физического мышления. Это предполагает целостную проработку всего учебного материала с целью:
- определить, какие задачи способствуют овладению физическими законами и навыками физического мышления;
- найти трактовки физических законов и понятий, которые открывают учащимся доступ к наиболее значимым их применениям;
- оценить локальный и интегральный эффект предлагаемого варианта использования задач.
В методике обучения физике процесс решения учебной задачи рассматривается как выбор стратегии решения, ее логики и структуры, определение общих и частных правил, которые можно применить для решения задачи. Под стратегией понимают исчерпывающий план действий, который складывается в процессе формирования замысла решения конкретной задачи.
Обычно стратегия решения физической задачи состоит из следующих этапов:
предварительного – изучение условия задачи и его анализа;
планирующего – формирование замысла и принятие плана решения;
реализующего – осуществление решения задачи;
проверки и анализа выполненного решения.
С точки зрения использования средств решения задачи эти этапы в некоторых случаях называют так:
физический этап – анализ задачи, поиск решения, составление замкнутой системы уравнений;
математический этап – решение задачи в общем виде и числовые расчеты;
этап анализа решения и исследование результатов.
Для выявления функций, роли и места задач в процессе обучения, уровня усвоения учебного материала, развития познавательных способностей и творческих возможностей учащихся, задачи по физике классифицируют по различным признакам. Выбор этих признаков зависит от целей классификации задач. Так если необходимо выявить общие подходы к решению задач определенного типа или составить алгоритм их решения, то задачи классифицируют по способам решения. Основаниями для классификации физических задач могут выступать особенности формулировки условия задачи, характер ее содержания, методы решения, дидактическая роль задач в учебном процессе, средства решения, степень сложности, характер требований задачи и др.
Достаточно удобной для учебных целей является классификация физических задач по следующим признакам, которые выделил В. А. Яковенко:
по характеру требований:
на нахождение искомого;
на доказательство;
на конструирование;
по содержанию и степени обобщенности:
простые и комбинированные;
конкретные, абстрактные, ситуативные, метазадачи;
с техническим, графическим, экспериментальным, практическим, краеведческим, историческим, бытовым, межпредметным, занимательным содержанием;
по характеру формулировки:
текстовые, на основе рисунков, схем, фотографий, таблиц, графиков, опытов;
качественные, количественные, графические, экспериментальные;
с необходимыми, недостающими, избыточными данными;
Статьи по педагогике:
Игровые обучающие ситуации с литературными
персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...
Теория создания тестов для системы образования
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использован ...
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...