Учебный предмет "физическая культура" - источник получения школьниками знаний по физической культуре

Образование и воспитание » Методики формирования и контроля знаний у учащихся начальных классов в обучении предмету "Физическая культура" » Учебный предмет "физическая культура" - источник получения школьниками знаний по физической культуре

Страница 1

Исследуя проблему содержания учебного предмета "физическая культура" в школе, есть необходимость различать понятия "образование по физической культуре" и учебный предмет "физическая культура". По его мнению, источником образования школьников по физической культуре является учебный предмет "физическая культура". В связи с этим определены принципы и критерии отбора его содержания.

Исследование проблемы содержания учебного предмета "физическая культура" в школе показало, что она еще далека от разработанности. Чаще всего авторы, изучающие эту проблему, смешивают понятия "образование по физической культуре в школе" (его еще называют "физическое образование в школе" или "физкультурное образование школьников") и учебный предмет "физическая культура". Если понятие "образование по физической культуре" и соответственно его содержание во многом уже раскрыты, то этого нельзя сказать о понятии "учебный предмет "физическая культура" и его содержании. Если быть кратким, то сущность образования по физической культуре в школе заключается в формировании физической культуры личности школьника. Это говорит об обусловленности личности культурой, в данном случае физической культурой. Иными словами, наличие, сформированность у индивида физической культуры и будет характеризовать понятие "физическая культура личности". Это продукт развития физической культуры в индивиде. При этом структуру физической культуры личности необходимо рассматривать в системе структуры личности как родовом понятии. К настоящему времени наиболее научно обоснованную структуру личности предложил известный ученый В.С. Леднев. Он выделяет три компонента структуры личности: опыт личности, функциональные механизмы психики, свойства личности. В связи с тем что физическая культура личности - это вид культуры личности, то указанные компоненты структуры личности развиваются у индивида и в процессе освоения им физической культуры. И в этом смысле можно говорить об опыте личности в сфере физической культуры, о развитии механизмов психики средствами физической культуры, о формировании типологических свойств личности в процессе освоения физической культуры. По существу, в развитии указанных компонентов физической культуры личности и будет заключаться сущность образования по физической культуре в школе. Для этого используется весь педагогический арсенал средств, методов, методик.

Но что выступает источником образования по физической культуре?

Как известно, источник любого вида образования - это культура. Но, говоря о содержании школьного образования, необходимо найти более определенные источники, формирующие его содержание, которые бы определяли факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Такими источниками являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с ними содержание социального опыта подвергается педагогической обработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств личности школьника. Весь этот отобранный и переработанный материал включается в содержание того или иного учебного материала. Таким образом, учебные предметы - основной источник получения учащимися общего образования. Поскольку источником любого вида образования является прежде всего наука, то и содержание учебного предмета включает совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых факторов. При этом следует отличать учебный предмет от соответствующей науки. По мнению М.И. Махмутова, отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит в объеме знаний, в совокупности соответствующих навыков и умений, необходимых как для дальнейшего обучения, так и для обеспечения жизнедеятельности в обществе. Отличие имеется и в логике изложения знаний. Под логикой учебного предмета понимаются последова тельность содержания предмета, порядок его изучения в предусмотренных программой связях его элементов и частей. Вместе с тем необходимо различать и логику учебного процесса, которая характеризует последовательность развертывания деятельности обучения,то есть организации учителем усвоения содержания учебного предмета.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Работа логопеда по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня посредством дидактических игр
В своей практической деятельности для развития речевой деятельности детей дошкольного возраста с ОНР III уровня логопед использует различные игровые приемы. Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает н ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru