Учебный предмет "физическая культура" - источник получения школьниками знаний по физической культуре

Образование и воспитание » Методики формирования и контроля знаний у учащихся начальных классов в обучении предмету "Физическая культура" » Учебный предмет "физическая культура" - источник получения школьниками знаний по физической культуре

Страница 1

Исследуя проблему содержания учебного предмета "физическая культура" в школе, есть необходимость различать понятия "образование по физической культуре" и учебный предмет "физическая культура". По его мнению, источником образования школьников по физической культуре является учебный предмет "физическая культура". В связи с этим определены принципы и критерии отбора его содержания.

Исследование проблемы содержания учебного предмета "физическая культура" в школе показало, что она еще далека от разработанности. Чаще всего авторы, изучающие эту проблему, смешивают понятия "образование по физической культуре в школе" (его еще называют "физическое образование в школе" или "физкультурное образование школьников") и учебный предмет "физическая культура". Если понятие "образование по физической культуре" и соответственно его содержание во многом уже раскрыты, то этого нельзя сказать о понятии "учебный предмет "физическая культура" и его содержании. Если быть кратким, то сущность образования по физической культуре в школе заключается в формировании физической культуры личности школьника. Это говорит об обусловленности личности культурой, в данном случае физической культурой. Иными словами, наличие, сформированность у индивида физической культуры и будет характеризовать понятие "физическая культура личности". Это продукт развития физической культуры в индивиде. При этом структуру физической культуры личности необходимо рассматривать в системе структуры личности как родовом понятии. К настоящему времени наиболее научно обоснованную структуру личности предложил известный ученый В.С. Леднев. Он выделяет три компонента структуры личности: опыт личности, функциональные механизмы психики, свойства личности. В связи с тем что физическая культура личности - это вид культуры личности, то указанные компоненты структуры личности развиваются у индивида и в процессе освоения им физической культуры. И в этом смысле можно говорить об опыте личности в сфере физической культуры, о развитии механизмов психики средствами физической культуры, о формировании типологических свойств личности в процессе освоения физической культуры. По существу, в развитии указанных компонентов физической культуры личности и будет заключаться сущность образования по физической культуре в школе. Для этого используется весь педагогический арсенал средств, методов, методик.

Но что выступает источником образования по физической культуре?

Как известно, источник любого вида образования - это культура. Но, говоря о содержании школьного образования, необходимо найти более определенные источники, формирующие его содержание, которые бы определяли факторы отбора материала, принципы конструирования и построения его в соответствующую структуру. Такими источниками являются наука, производство материальных и духовных благ, опыт общественных отношений, духовные ценности, формы общественного сознания, виды деятельности человека. Комплектование содержания образовательного материала из перечисленных источников осуществляется с учетом конкретно-исторических и психологических требований. В соответствии с ними содержание социального опыта подвергается педагогической обработке. Оно отбирается с позиций его ценности и необходимости для обеспечения активного участия выпускника школы в жизни и для решения задач развития психических свойств и качеств личности школьника. Весь этот отобранный и переработанный материал включается в содержание того или иного учебного материала. Таким образом, учебные предметы - основной источник получения учащимися общего образования. Поскольку источником любого вида образования является прежде всего наука, то и содержание учебного предмета включает совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых факторов. При этом следует отличать учебный предмет от соответствующей науки. По мнению М.И. Махмутова, отличие учебного предмета от соответствующей науки состоит в объеме знаний, в совокупности соответствующих навыков и умений, необходимых как для дальнейшего обучения, так и для обеспечения жизнедеятельности в обществе. Отличие имеется и в логике изложения знаний. Под логикой учебного предмета понимаются последова тельность содержания предмета, порядок его изучения в предусмотренных программой связях его элементов и частей. Вместе с тем необходимо различать и логику учебного процесса, которая характеризует последовательность развертывания деятельности обучения,то есть организации учителем усвоения содержания учебного предмета.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

История развития педагогической антропологии
Педагогическая антропология как определенная научная область стала формироваться в XIX в., что оказалось возможным благодаря обширному наследию философии, которая практически с Античности разрабатывала вопросы сущности человека и его воспитания. Мыслители древности и Средневековья (Конфуций, Сократ ...

Рекомендации социальному педагогу по профилактике наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...

Возрастные психологические особенности дошкольного возраста
Дошкольный возраст - это этап психического развития от 3 до 6-7 лет. Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет важное значение для формирования личности ребенка. Выделяют три периода: младший дошкольный возраст (3-4 года), средний (4-5 лет) и старший (5-7 лет). В рамк ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru