Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Особенности эмоциональных реакций дошкольников » Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 1

К шести годам у ребенка происходит формирование основных элементов эмоционально-волевого поведения, что выражается в следующих умениях:

поставить цель;

принять решение;

наметить план действий;

исполнить намеченный план:

проявить усилия в случае возникновения препятствий;

оценивать результаты своего действия.

Педагог должен стремиться к развитию следующих качеств и характеристик личной сферы в области эмоций:

устойчивости чувств;

глубины чувств и эмоций;

осознания причин проявления тех или иных эмоций;

проявления высших чувств: эстетических, нравственных, познавательных.

В развитии волевой и эмоциональной готовности может помочь использование различных примеров из сказок, рассказов, бесед и т.д.

Исследовательская работа проводилась в подготовительной группе Центра развития ребенка "Сказка" п. Ивня с 24.10.2005 г. по 04.03.2006 г.

Задача воспитателя выявить наличие высших чувств у старших дошкольников, через разные формы работы: занятия, игры, труд.

Экспериментатор проводил работу с детьми подготовительной группы по познавательному развитию, изобразительной деятельности, используя следующие методы: наблюдение, игра, беседа.

Описание наблюдения.

Эстетические чувства.

Наблюдение I.

Цель: Определить особенности взаимоотношения детей в совместной деятельности, и эстетический уровень развития.

Проводились наблюдения на занятии по изобразительной деятельности, за детьми седьмого года жизни.

Пятеро ребят: Данил Б., Аня Ш., Лиза Б., Денис А., Настя Н. Изготавливают из цветной бумаги аппликацию "Аквариум". Данил, Лиза, Настя вырезают детали по трафарету, а Денис и Аня соединяют и наклеивают. Выполняя свою коллективную работу, дети интересуются, как продвигается дело у товарищей, подсказывают и помогают друг, другу, высказывают в слух огорчения. Обстановка доброжелательная, дети с удовольствием выполняют работу. Выполнив свою работу Данил, помогает Ане и Денису наклеивать детали. Дело близится к завершению.

Вывод: При анализе данного наблюдения экспериментатор делает следующие выводы, что переживания и возникновение эмоций проявляется у детей в момент приклеивания отдельных деталей в целое, то есть в момент возникшей взаимозависимости. Результат работы можно рассматривать, как положительный, дети справились с заданной задачей и со своими эмоциями.

Наблюдение II.

Экспериментатор предлагает детям посетить зимний сад и рассмотреть экзотические растения. По ходу занятия экспериментатор объясняет ребятам, какие растения привезли нам из далеких, жарких стран, предлагает рассмотреть, какие у них листочки, стебли, необычайные цветочки. Растения привлекли внимание детей. После наблюдения экспериментатор задал детям вопросы. Что понравилось? На что они обратили внимание?

В процессе беседы выяснили, что у Насти, Данила и Дениса хорошо развит эстетический вкус. Они сразу обратили внимание на необычные листочки растений и необычное цветение. Лиза была менее удивлена, так как похожее растение у нее есть дома, но активное участие в беседе принимала и отвечала на вопросы.

Ане было совсем не интересно, и она на вопрос экспериментатора: Что сегодня ты увидела необычного? Она затруднялась ответить. И проявив свою "находчивость" сказала, что летом такие цветы растут у них в саду.

Вывод: В результате наблюдения мы выяснили, что у всех ребят, за исключением Ани хорошо развито эстетическое чувство, прекрасного и красивого. Для того чтобы и Аня могла воспринимать мир красок, чтобы красивое вызывало у нее эстетическое чувство, необходимо организовать специальные формы деятельности, наблюдение, слушание, чтобы заинтересовать ребенка и добиться положительного результата.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...

Использование игр и игровых упражнений
Исследования отечественных психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.С. Мухина) доказывают, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Игра для детей дошкольного возраста является ведущим видом деятельности: в ней ...

Интерактивное взаимодействие учителя и учащихся
Термин "интерактивное взаимодействие" широко используется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической литературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользователя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие - это диалог пользователя с программой, т. ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru