Разноцветный сад.
Листопад начался!
Начался листопад!
Под ногами у ребят
Листья весело шуршат.
Таким образом, высшие чувства формируются в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в организационно-трудовой деятельности, а также в повседневной жизни.
В ходе исследовательской работы было выявлено, что уровень развития высших чувств у старших дошкольников соответствует следующим показателям:
Уровень развития высших чувств у старших дошкольников (в %)
Можно сделать вывод, что данные показатели отражают положительные нормы социального развития ребенка.
В ходе данной темы ("Особенности эмоциональных реакций дошкольников") мы изучили психологию эмоций и эмоциональные реакции дошкольников. Также мы выявили, каковы эмоции интереса, страха, радости и др. в дошкольном возрасте, обобщили изученный материал и сделали выводы, рассмотрели типичные и нетипичные эмоции в дошкольном возрасте, описали характерные черты дошкольников, установили взаимосвязь между эмоциональными реакциями дошкольников и некоторыми явлениями в их жизни, выявили, как образуется эмоциональная сфера и высшие чувства дошкольников.
В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в "плену эмоций", потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.
Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно - ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.
Основным результатам нравственного воспитания является формирование нравственного поведения ребенка: во-первых, знаний о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственного эмоционального отношения к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.
Практический материал данной работы можно использовать при проведении каких-либо мероприятий (как в дошкольном учреждении, так и вне его), учитывать в повседневной дошкольной жизни, а теоретический материал можно использовать при подготовке к семинарам по возрастной психологии, для доклада на научную конференцию.
Статьи по педагогике:
Рекомендации социальному педагогу по профилактике
наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...
Методика формирования культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевой игры
Основная задача нравственного воспитания дошкольников на этом этапе состоит, прежде всего, в закрепление, углублении и расширении всего того, что они приобрели за весь за весь предшествующий период пребывания в детском саду. В повседневной педагогической практике воспитатель должен стремиться, чтоб ...
Особенности психического развития детей 7 - 11 лет
Особенностями психофизического воспитания в этом возрасте являются: процессы возбуждения в центральной нервной системе преобладают, что объясняет непоседливость детей данного возрастного периода; процессы торможения отличаются слабостью - отсюда их излишняя торопливость; возбуждение и торможение ха ...