Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста

Образование и воспитание » Особенности эмоциональных реакций дошкольников » Исследование высших чувств у детей старшего дошкольного возраста

Страница 6

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат.

Таким образом, высшие чувства формируются в разных видах деятельности: на занятиях, в процессе игровой деятельности, в организационно-трудовой деятельности, а также в повседневной жизни.

В ходе исследовательской работы было выявлено, что уровень развития высших чувств у старших дошкольников соответствует следующим показателям:

Уровень развития высших чувств у старших дошкольников (в %)

Можно сделать вывод, что данные показатели отражают положительные нормы социального развития ребенка.

В ходе данной темы ("Особенности эмоциональных реакций дошкольников") мы изучили психологию эмоций и эмоциональные реакции дошкольников. Также мы выявили, каковы эмоции интереса, страха, радости и др. в дошкольном возрасте, обобщили изученный материал и сделали выводы, рассмотрели типичные и нетипичные эмоции в дошкольном возрасте, описали характерные черты дошкольников, установили взаимосвязь между эмоциональными реакциями дошкольников и некоторыми явлениями в их жизни, выявили, как образуется эмоциональная сфера и высшие чувства дошкольников.

В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Для маленького ребенка характерно находиться в "плену эмоций", потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника - это появление способности управлять чувствами, то есть произвольность поведения. Постепенно чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Другое направление в развитии чувств связано с изменением их динамики и содержания, когда чувства становятся устойчивыми, приобретают большую глубину, формируются высшие чувства - моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляется сострадание, сочувствие, забота о близких людях, чувство долга, взаимопомощи, отзывчивости. Ребенок учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Более понятными для детей оказываются базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.), а не их оттенки. Дошкольники способны сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно - ролевой игре различные эмоциональные состояния. Развитию эмоций и чувств способствуют все виды деятельности ребенка, а также общение с взрослыми и сверстниками.

Основным результатам нравственного воспитания является формирование нравственного поведения ребенка: во-первых, знаний о моральных нормах (принципах, правилах), а во-вторых, собственного эмоционального отношения к этим нормам. Учитывая, что эмоциональная регуляция поведения и деятельности является ведущей в дошкольном возрасте, именно социальные эмоции играют важнейшую роль в нравственном воспитании детей, воспитании культуры межличностных отношений.

Практический материал данной работы можно использовать при проведении каких-либо мероприятий (как в дошкольном учреждении, так и вне его), учитывать в повседневной дошкольной жизни, а теоретический материал можно использовать при подготовке к семинарам по возрастной психологии, для доклада на научную конференцию.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru