Говоря об учебном предмете "физическая культура", преподаваемом в школе, необходимо определить предмет изучения этой дисциплины.
В настоящее время накоплен богатейший социальный опыт в сфере физической культуры, раскрыта ее роль, функции в обществе, значимость этого вида культуры для человека. Конечно, физическую культуру как вид деятельности человека связывают прежде всего с изменением, совершенствованием биологической природы человека. Поэтому в большей мере вскрывались медико-биологические и педагогические аспекты знаний в этой области, связанные с их прикладностью, развитием физических способностей, формированием двигательных умений и навыков человека. Но в дальнейшем в сфере физической культуры начинается осмысление психологических, социологических, философских, культуроведческих аспектов знаний. Все это увеличило объем знаний и представлений о физической культуре. Поэтому предмет изучения физической культуры как учебной дисциплины - изучение физической культуры как социального явления, ее средств, способов и форм и их воздействие на телесное и духовное в человеке.
Важное значение при определении содержания учебного предмета "физическая культура" имеет его отбор. Изучение данной проблемы показало, что существуют определенные факторы, влияющие на отбор и формирование содержания предмета "физическая культура". В качестве таковых можно выделить потребности общества в физкультурно образованных людях. Это - залог здоровья общества. К факторам, влияющим на отбор и формирование содержания предмета "физическая культура", можно отнести также реальные возможности процесса обучения в условиях школы и возможности самих детей школьного возраста.
При этом не только общество предъявляет требования к образованию по физической культуре, но и граждане имеют право на выбор. Поэтому в практике физической культуры имеются такие понятия, как образовательные услуги по физической культуре, дополнительное образование по физической культуре, дифференцированное обучение и др.
Важным условием отбора содержания учебного предмета является выделение общих принципов, выступающих в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Однозначного ответа о принципах, лежащих в основе построения учебного предмета в педагогической науке, не существует. Ученые формируют целый ряд таких принципов. Анализ исследований этих авторов показывает, что они не проводят четкого разделения между принципами отбора содержания образования и принципами отбора содержания учебного предмета. А такое разделение должно быть, ибо "содержание образования" более широкое понятие, нежели понятие "учебный предмет". Учебный предмет, являясь источником получения образования, определяет объем знаний соответствующей науки, исходя из вида и уровня образования. Это говорит о том, что должны быть и соответствующие принципы отбора содержания учебного предмета. К принципам отбора содержания учебного предмета "физическая культура" можно отнести следующие:
1. Принцип соответствия учебного материала базовым, фундаментальным основам науки о физической культуре. Этот принцип - основополагающий при отборе содержания учебного материала по предмету "физическая культура".
2. Принцип единства и противоположности логики науки о физической культуре и учебного предмета "физическая культура". Данный принцип говорит о том, что содержание учебного предмета "физическая культура" определяется фундаментальными знаниями и социальным опытом, накопленным в сфере науки о физической культуре. Вместе с тем необходимо различать логику учебного предмета "физическая культура" и логику науки о физической культуре. Выше было показано различие между ними.
3. Принцип структурного единства содержания учебного предмета "физическая культура" с учетом личностного развития и становления школьника. Этот принцип предполагает взаимную уравновешенность, пропорциональность и гармонию развиваемых компонентов структуры физической культуры личности школьника.
Статьи по педагогике:
Теоретические основы педагогического общения
Успешное педагогическое общение является основой эффективной профессиональной деятельности учителя. Общение с воспитанниками в педагогических целях играет важную роль в социализации ученика, в его личностном развитии. Однако даже опытные учителя сталкиваются с трудностями общения, которые осложняют ...
Теории и типы девиаций
Подростков, чье поведение отклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными или трудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическим воздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связанными с усвоением некото ...
Восприятие младшими школьниками оценки их учебной деятельности
Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребёнка источником радости или горя. Не замечать эту действительность, значит, допустить серьёзный просчёт в анализе оценочной стороны обучения. Зарождается привыкание уча ...